На протяжении веков люди придумывали фантастических персонажей для своих сказаний. Со временем некоторые образы настолько вжились, что отождествлялись с реально существующими образами и стали частью культуры народов. Ниже представлены самые необычные и популярные мифические существа — список, характерный для славянских народов.
10. ФАРАОНКА — двуполый дух воды, является прототипом русалки. Представляет собой получеловека — полурыбу. Согласно русскому фольклору эти мифические существа произошли от утонувших в Чёрном море египтян, которые гнались за библейскими персонажами — Моисеем и евреями. Лошади, на которых устраивали погоню превратились в полурыб-полуконей. Ходит легенда, что фараонки привязываются к мимо проходящему кораблю и спрашивают у пассажиров судна: «Когда судный день?». Если не ответить фараонкам, они не отстанут. Интерес морских существ к концу света аргументируется сказанием о том, что они обречены находиться в таком облике до конца света. По некоторым другим легендам фараонкам приписывают и черты людоедства. По ночам они покидают море и пожирают попавшихся им на пути людей.
9. СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК- персонаж восточнославянской мифологии, умерщвляющий всех кто встаёт на его пути диким свистом. Мифическое существо изображалось либо человекоподобным, либо чудовищем с крыльями птицы. В былинах говорится, что у Соловья- разбойника есть хорошо защищённый терем, в котором живёт его семья. Образ мифического существа на Руси символизировал вражеские силы того периода. Согласно преданию Соловья смог победить богатырь Илья Муромец.
8. РОСОМАХА — фантастический персонаж в обличие женщины-зверя, обитающий в полях. Образ демонического существа схож с русалкой. Его описывают как обнажённую женщину с распущенными волосами, которые она постоянно расчёсывает. Рядом с ней всегда плачущий ребёнок. Увидев человека, Росомаха сразу скрывается. Существует и более современный прототип чудища. Этнограф Древлянский предложил свой образ Росомахи -получеловека-полульва. Зверь передвигается на задних лапах. Местом обитания считаются конопляные поля. Ночью чудовище выходит на охоту и бросается на встретившихся людей. Росамаха душит жертву, прогрызает череп и высасывает мозг.
7. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ — сказочный образ русских былин в виде огнедышащего дракона с несколькими головами. Он живёт в горах рядом с огненной рекой Смородиной и охраняет мост, по которому умершие попадают в другой мир. В русских былинах говорится о том, что Горыныч охотится на красивых девушек, чтобы полакомиться ими и держать народ в страхе. В сказании о богатыре Добрыне Никитиче говорится, что он убивает детёнышей чудища, которые не имеют ничего общего с устрашающим видом Горыныча, а похожи на обычных гадюк. Служит Змей Горыныч другому мифологическому персонажу — Кощею Бессмертному. Сказочному существу была возведена скульптура в 2000 году в Петрозаводске.
6. КИКИМОРА (Шишимора) — мифическое существо женского пола, которое обитает в жилых домах и приносит вред хозяину. Согласно приданию Кикимора выбирает то жильё, где повесился человек, умер ребёнок или не был отпет покойник. Считается, что Кикимора является женой Лешего. Мифическое существо представляет собой безобразного карлика с не пропорциональными формами головы и туловища. Согласно народному поверью кикиморы живут на чердаках, под полом и даже не в жилых помещениях. Находясь в доме, они не дают спать хозяевам, мешая шуршанием и плачем, а также могут бить посуду и душить домовладельцев.
5. МОРОЗ — сказочный персонаж, в древности был объектом поклонения восточных славян. Сформированный образ Мороза представляет собой большого старика с длинной белой бородой, который приходит с севера и приносит с собой зимнюю стужу. Славяне во время святок и на пасху совершали ритуал приглашения за праздничный стол Мороза, чтобы тот не трогал будущий урожай. В современности мифический персонаж называют Дедом Морозом и он является символом Нового года. Образ героя совершенно изменился: теперь это не злобный старик, губящий посевы, а добрый дедушка, приходящий в новогоднюю ночь к детям с подарками.
4. ВОЛКОЛАК — персонаж славянской мифологии в виде оборотня-человека, колдуна, способного принимать обличие волка. В народном поверье существуют два типа волколаков. Первый тип — это злые колдуны, превращающих себя в волков и нападающих на людей, их также называют упырями либо вампирами. Второй тип — заколдованный человек, принимающий образ зверя в ночное время. Он страдает от своего обличья и посланных на него чар, но не приносит вреда окружающим.
3. ВАСИЛИСК представляет собой образ, имеющий петушиную голову, крылья дракона, змеиный хвост и лягушачьи лапы. На голове расположен красный гребень в виде короны. Всё тело мифического персонажа покрыто чешуёй. В целом его вид напоминает огромную ящерицу, которая способна убить с помощью взгляда или дыхания. В библейских сюжетах ни раз упоминается о дьявольском создании, а в Средние века Василиски считались реально существующими животными. В современности образ мифического существа используется для изображения на гербах некоторых городов. Например, герб Москвы носит изображение святого Георгия и змея, который является прототипом василиска.
2. БАБА-ЯГА — один из сказочных персонажей русских народных сказок и славянской мифологии. Изображается в виде уродливой старухи-колдуньи, обладающей магическими предметами. Баба-яга также выступала у древних славян в качестве обрядового святочного персонажа. В фольклоре ей приписывают склонность к людоедству. Мифическое существо относят как к миру мёртвых, так и миру живых. В современной интерпретации Баба-яга является повелительницей леса и диких зверей, а также хранительницей царства мёртвых. Считается, что её костяная нога является проводником в мир усопших.
1. АЛКОНОСТ — райская птица с девичьей головой и руками. Её образ восходит к мифу о деве Алкионе, которую боги превратили в птицу. Древнегреческий миф переплетается со славянской легендой о птице Сирин. Нередко эти два существа изображаются вместе. Согласно легенде райская птица несёт яйца в морскую глубину. Через 7 дней яйца всплывают и на море наблюдается штиль. Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу. Пение райской птицы завораживает и заставляет обо всём забыть. Согласно народному поверью во время Яблочного Спаса утром в сад прилетают птицы Сирин и Алконост. Сирин плачет и её слёзы падают на плоды в виде росы. Алконост смеётся и смахивает с яблок слёзы. После этого все плоды на яблочных деревьях становятся целительными.