Игорь взял указку. Он был собран и серьезен, как подобает отличнику.
-В недрах черноземных степей скрыто много полезных ископаемых,-сообщил он, обведя кружок на карте.-Вот здесь расположена Курская магнитная аномалия, богатое месторождение железных руд,-пояснил он.-Его открыли советские учёные,-подчеркнул Игорь,-они обратили внимание на то, что в этих местах стрелка компаса отклоняется-это на неё влияют скрытые массы железа…
-Так, совершенно верно,-одобрительно кивнула Наталья Витальевна.
Что верно, то верно. Все как надо. Как написано в учебнике географии, по которому чешет наизусть Игорь Пиотровский.
Учебник лежит передо мной на парте. На обложке напечатано:"1940 г."
Но сейчас не сороковой год, а сорок второй. Новых учебников, понятно, из-за войны не выпускают, и приходится учиться по старым. Вот он, Игорь, и отвечает по старому учебнику о Курской магнитной аномалии. А Наталья Витальевна согласно кивает.
Как будто ни ей, ни ему не известно, что в Курске-немцы.Что никакие там не полезные ископаемые, а самые что ни на есть фашисты. Что с прошлой осени они засели в Курске.
-На всю страну славится месторождение железных руд у Кривого Рога,-продолжает как ни в чем не бывало Игорь Пиотровский.-Его эксплуатация особенно удобна тем, что вблизи расположены угольные шахты Донбасса.
А в Кривом Роге-фашисты.И в Донбасс е-фашисты.С прошлой осени.
Я оглянулся беспомощно. Да неужели никто, кроме меня, об этом не знает? Неужели у всех вдруг отшибло память? Или всех, будто гипнозом, заворожил дотошный рассказ Игоря, киванье Натальи Витальевны, этот старый учебник географии?
Нет, не всех. Ленька Голованов сидит за своей самой задней партой, на «камчатке», хмурый, бодливо наклонив темя. Он-то небось понимает. Может быть, именно по этой причине он и не сказал ничего вразумительного, когда его вызвали к доске, к карте…
Из романа "Нежный возраст".