Друзья мои, я рад вам сообщить, что ликвидировано еще одно белое пятно в истории Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. И сделано это в отношении моего земляка пятерыжца (более того, получается, что и родственника, поскольку его внучка Светлана замужем за моим братом Рашитом!) Антона Алексеевича Шаламова, десятилетия считавшегося пропавшим без вести. Но вот его внук, Вячеслав Шаламов, ныне проживающий в г. Темрюк, отправил запрос на один из сайтов, занимающийся поисками пропавших на фронтах героев.
И не безрезультатно! Сайт «Мемориал» Министерства обороны РФ сообщил Славе, что старший сержант, командир отделения 6-й стрелковой роты 783 стрелкового полка 229 стрелковой дивизии 54-й армии Третьего Прибалтийского фронта, мобилизованный в ряды Красной Армии Урлютюбским райвоенкоматом Павлодарской области 26 декабря 1941 г., погиб смертью храбрых на поле боя и захоронен в районе города Балтинава (Латвия) 26 июля 1944 г.
Из присланных документов видно, что Антон Шаламов за три года войны прошел три фронта — Ленинградский, Волховский, Прибалтийский, воевал очень храбро, неоднократно бывал ранен, но поле боя не оставлял. На фронте он стал коммунистом, парторгом роты с единственной «привилегией» первым вставать и вести за собой в атаку бойцов.
Вот лишь несколько описаний совершенных им подвигов.
16 марта 1943 года он как командир минометного расчета под сильным пулеметно-минометным огнем вместе с бойцами своего расчета сумел без потерь передислоцировать с берега реки семь 32-миллиметровых миномета и с новых огневых позиций очень эффективно поддержать наступление наших войск.
Спустя год, 13 февраля 1944 году в бою за деревню Заречье Антон Шаламов подавил две вражеские огневые точки, мешающие продвижению наших войск вперед.
Всего через два месяца, 14 апреля 1944 года, в боях за высоту 50 он дважды первым в роте поднимал бойцов своего отделения в атаку, сам же первым достиг вражеской траншеи и забросал гранатами дзот, уничтожив при этом 3 гитлеровцев.
Тем же 1944 годом, но уже 26 июля, старший сержант Антон Шаламов лично уничтожил 2 фашистских снайперов и десяток солдат, был ранен в ногу, но поле боя не оставил, а продолжал вести огонь по врагам. К сожалению, этот бой для нашего отважного земляка оказался последним, за который его представили к награждению орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
А до этого Антон Шаламов за проявленные мужество и самоотверженность был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», Орденом Славы III степени и был похоронен с воинскими почестями как герой.
Однако в неразберихе наступления израненное тело старшего сержанта, надо полагать, нашли не сразу, и потому на родину в Пятерыжск, его жене Вере Ефимовне Шаламовой, всегда напряженно ждавшей весточки от мужа и отца ее детей — Николая, Виктора, Владимира, — в августе 1944 г. пришло безрадостное извещение о том, что Антон Шаламов пропал без вести.
Ситуация для тех лет вполне обычная — по стране тысячи и тысячи жен, матерей получали такие извещения. Война шла жесточайшая, зачастую одну и ту же деревню, просто высотку наши отбивали и снова уступали врагу по нескольку раз за день.
И в такой обстановке просто невозможно было точно учесть все боевые потери, достоверно установить, кто точно погиб, а кого, может, завалило землей и его не сразу нашли, а кто-то утонул при переправе через реку, при ее форсировании, да его еще при этом и не заметили. А штабы работали, с них требовали отчетность, вот и летели во все концы страны, наряду с похоронками, и такие извещения.
С одной стороны, получавшие эти извещения как бы оставались с надеждой, что найдется муж (отец, брат, жених), вернется домой. А с другой, эта неопределенность тянулась годами, десятилетиями. И сказывалась на социальной защищенности людей. Ведь вдовы погибших получали пенсии по потере кормильца, а жены без вести пропавших — нет, потому как факт смерти воина не установлен. То есть, его нет ни среди живых, ни среди мертвых. Я помню, как баба Вера Шаламова жаловалась мне в 70-е годы, когда я только начал работать в газете, что у нее очень маленькая пенсия — всего 25 рублей. И я ничего не смог для нее сделать — такие у нас тогда были законы.
Справедливость, хоть и печальная, восторжествовала — теперь сыновья и внуки Шаламова Антона Алексеевича знают, что их отец и сын восстал из безвестия и никакой не «пропавший без вести», а героический воин, отдавшую свою жизнь за их и наше с вами будущее. Вечная ему слава и память!