Действительно ли россияне — люди мрачные? Почему мы улыбаемся только тем, с кем знакомы? На эти и другие вопросы ответил Иосиф Стернин, доктор филологических наук, директор Центра коммуникативных исследований ВГУ.
Владимир Кожемякин: Иосиф Абрамович, что значит улыбка для русского человека? Многие иностранцы, приезжая к нам, жалуются на нашу мрачность: мол, улыбнешься человеку, а в ответ ноль эмоций … Почему мы такие?
Иосиф Стернин: Этот упрек мы часто слышим от иностранцев, и он, в общем, справедлив. Но это не мрачность, а всего лишь бытовая неулыбчивость. Русский человек умеет веселиться. Мы очень любим анекдоты и смеемся над ними от души. Нам нужно обязательно, чтобы в компании было весело, разгульно, с настроением. Если скажут: вчера весь вечер хохотали, значит, вечер удался.
Просто, в повседневной жизни, в быту, во время работы улыбаться не принято, надо быть серьезным…
Ничего, прорвемся!
— А кто сказал, что обязательно надо?
— Тут сказываются эмоциональность и искренность нашего характера. На лице у русского, как правило, видно как он к вам относится, и как себя чувствует. А повседневная жизнь рядового жителя России на протяжении многих веков была тяжелой борьбой за существование, и вот, озабоченность и закрепилась как нормативная бытовая мимика. Улыбка же отражает в этих условиях исключение из правила — благосостояние и достаток, а все это может быть лишь у немногих и в исключительных случаях, оно всем заметно и может вызвать раздражение.
Бытовая неулыбчивость русского человека поддерживается фольклором с множеством поговорок и пословиц против смеха и шуток: «Шутки до добра не доводят», «И смех, и грех», «Хорошо смеется тот, кто смеется последним» и т .д. В русском языке есть уникальная поговорка, которой нет других языках: «Смех без причины — признак дурачины». Ее логику не могут понять люди с западным мышлением. Один немецкий преподаватель, которому объяснили смысл этой поговорки так: «Если человек без причины смеется, у него не все в порядке с головой», никак не мог сообразить и все спрашивал: «А почему это из этого следует?».
И еще. В русском общении не принято автоматически отвечать улыбкой на улыбку. Так же как и улыбаться «просто так», с целью поднять настроение собеседнику или для самоподбадривания. Чтобы иметь право на это, надо реально хорошо относиться к человеку или реально быть в приподнятом настроении. То есть, наша улыбка должна иметь вескую и прозрачную для окружающих причину — только тогда вы как бы получаете «право на улыбку» в глазах окружающих. А если причина улыбки непонятна, это может вызвать у людей серьезное беспокойство. Если нет хорошего самочувствия или благополучия, то зачем улыбаться?
— А самому себе разве улыбаться нельзя?
— Улыбка самоподбадривания не приветствуется. Более того, общественное мнение осуждает подобное поведение: «Ее муж бросил (или — „У нее семеро детей по лавкам“), а она ходит улыбается …». Так осуждают женщину, которая старается не сдаваться в трудном положении. А одна преподавательница вуза в свое время написала на ректора института жалобу в администрацию :"Он надо мной издевается — всегда улыбается, когда мы с ним встречаемся"…
А ведь улыбка — сильное средство борьбы со стрессом. Когда человек улыбается (даже самому себе), то в его организме улучшаются все физиологические процессы — медицинский факт.
Если вы делаете что-то с улыбкой, пусть и принуждая себя к ней, это однозначно способствует преодолению негативной, напряжённой ситуации. Дейл Карнеги говорил: «Если вы встали утром не с той ноги, скорчите какую-нибудь рожицу перед зеркалом. Волей-неволей улыбнётесь — и настроение сразу улучшится». Постарайтесь удержать улыбку на лице некоторое время. Англичане советуют: «Сосчитайте до дюжины — и маска весёлости перейдёт в саму весёлость». Русскому человеку этого времени мало -надо сосчитать, наверное, до 30−40. Но дело того стоит. Это может быть даже не улыбка, а просто доброжелательное выражение лица. Надо «сделать» доброжелательное выражение лица, сказать себе: «Да ничего, прорвёмся!» — и станет легче.
Вежливо или искренне?
— Но почему русские вообще так редко улыбаются? Жизнь-то не у одних нас такая тяжелая…
Потому что, кроме всего прочего, улыбка у русских — это прежде всего сигнал личного расположения (а не сигнал вежливости, как на Западе и на Востоке). Она понимается как искреннее расположение к собеседнику и демонстрирует человеку, которому адресована, что к нему относятся с симпатией. Поэтому и улыбаются русские, как правило, только знакомым. На улыбку незнакомца может последовать реакция: «Разве мы с вами друг друга знаем?».
— А стоит ли нам в этом смысле идти против природы, своей натуры, раз уж мы такие? Надо ли заставлять себя улыбаться?
— Если вы хотите, чтобы люди с вами общались — да, однозначно, надо улыбаться. Когда мы хотим попросить о чем-то незнакомого человека, допустим, где-то в очереди или в метро, мы ведь подойдем к тому, кто нам покажется наиболее приветливым, правда? Люди, которые любят смеяться, знают много шуток, всегда ценятся в обществе. Это качество, например, очень важно в армии — вспомните Василия Теркина, деда Щукаря, Петра Лопахина в исполнении Василия Шукшина в фильме «Они сражались за Родину» — персонажей, которые в трудный момент что-нибудь такое сморозят, и всем становится легче.
Поэтому, если уж не можете искренне улыбнуться, то хотя бы имейте приветливый внешний вид. Этим вы поможете самому себе. Приветливость внешняя переходит в приветливость внутреннюю. А окружающие это чувствуют и, соответственно, начинают теплее к вам относиться. Внешняя демонстрация приветливости и улыбка, часто независимо от того, чем она вызвана, оказывает терапевтическое воздействие. У Карнеги есть высказывание: «Улыбка передается очень легко». Цепочка такая: я улыбаюсь другим, они отвечают мне тем же, я смотрю на них — и мне легче. Этот мимический сигнал, вызывающий умножение улыбки, полезен для общества, как витамины для человека.
Мне возражают: «А если человек не нравится, чего ради я буду ему улыбаться?». Отвечаю: для себя, чтобы вам же потом было легче. Искренняя улыбка располагает. Если вы подойдете к кому-то со злым выражением лица, то на вас и реагировать будут соответственно. Да и бороться со стрессом эффективнее, не будучи мрачным.
— Короче, умирать — так с музыкой…
— И жить тоже. Необходимо говорить себе: ничего, не сахарный, не растаешь, и пострашнее кризисы бывали. Из таких ситуаций выбирались — только держись. Не надо драматизировать, надо принимать меры. Улыбка самоподбадривания тут работает как палочка-выручалочка и как сигнал: «Я справлюсь!».