Место для рекламы

Почему в России люди не улыбаются друг другу, как в Европе. Социальный эксперимент.

Журналист Алла Боголепова, пытаясь разобраться, почему в нашей стране не принято улыбаться незнакомым людям, провела любопытный эксперимент...

Пару недель назад я стояла перед пограничником в Шереметьево и ждала, когда он пустит меня обратно на родину. Пограничник был угрюм, как московский декабрь. Он все делал злобно: смотрел, листал мой паспорт, стучал по клавиатуре компьютера. Печать шарахнул с таким остервенением, что подпрыгнули чемоданы на багажной ленте.

— Вот почему так, — возмущалась я, продираясь сквозь толпу таких же мрачно сосредоточенных таксистов. — Ну ладно мы — мы привычные. Но ведь эти пограничники — первые, кого видят иностранцы, когда приезжают в Россию. Лицо страны, можно сказать. Злобная, угрюмая, мрачная морда. Ужас.

— Но ведь именно с таким лицом ты протянула ему паспорт, — заметил муж. — Попробуй в следующий раз улыбнуться.

А почему бы и нет, подумала я. Ведь именно этого больше всего не хватает в России — улыбающихся лиц. Оказавшись в Европе или Америке, мы первым делом обращаем внимание не на достопримечательности и даже не на магазины, а на то, как приветливы люди. Каждый второй рассказ о путешествии начинается словами: «В Европе все такие доброжелательные, здороваются с незнакомыми людьми и улыбаются — не то что у нас». Кто-то же должен начать, почему не я?

Недельный эксперимент «Поделись улыбкою своей» начался в московском метро.

Я радостно осклабилась молодому кавказцу, пропустившему меня на эскалаторе.

Парень тут же подхватил сумку, понесся за мной, и следующие пять минут я, пытаясь переорать прибывающие поезда, объясняла ему, что знакомиться не хочу, а улыбалась просто из вежливости. «А не надо вот этой вот вежливости», — обиделся парень.

Следующей, кому я улыбнулась, стала пенсионерка в автобусе. Я заняла соседнее сиденье, поздоровалась, а когда собралась выходить, заметила, что пенсионерка деловито проверяет карманы и сумку.

Дальше все пошло еще хуже: молодая семья, которой я улыбнулась в лифте, в ответ на безобидное «Добрый день» вытаращилась так, словно я предложила им продать мне ребенка. Мужчина средних лет, занявший за мной очередь в магазине, несмело улыбнулся в ответ, за что тут же получил тычок под ребра от своей второй половины. Мне досталось ведро ненависти и тихое, но вполне разборчивое «Лыбятся тут, чебурашки».

Даже и не знаю почему, но чебурашка меня добила. Стало обидно до ужаса: ходишь по городу, улыбаешься как дура, аж щеки болят, пытаешься привить обществу европейскую доброжелательность — а тебя чебурашкой.

«А ты вспомни, сколько прошло времени, прежде чем наши португальские друзья перестали при виде твоего лица спрашивать: „Что случилось?“ — сказал вечером муж. — Они же года полтора пугались, думали, у тебя какие-то жуткие проблемы».

Это правда. Поздороваться с продавцом в магазине, улыбнуться водителю трамвая, обняться с человеком, которого видела дважды в жизни, — все то, что для португальца, испанца, француза в порядке вещей, мне далось ценой каких-то мучительных усилий. Я шарахалась от объятий шапочных знакомых. Краснела, когда в рыбной лавке мне говорили: «Привет, как дела?» Ходила по улицам, глядя в землю, чтобы, не дай бог, не встретиться глазами с незнакомым человеком и не услышать приветствие, на которое придется отвечать.

Если забить в строку поисковика «Почему русские не…», первой же строчкой выпадет самый популярный запрос: «Почему русские не улыбаются».

Версий нашей неулыбчивости множество — от сурового климата до того, что мы нация злобных орков, которые оскаливают зубы только для того, чтобы кого-нибудь сожрать.

Так почему же? Возможно, тотальное недоверие друг к другу? Мы слишком хорошо знаем, что никогда и ничего нельзя получить просто так. За все надо платить, даже если это просто улыбка. В моем детском саду каждая по-настоящему веселая игра заканчивалась мрачным пророчеством воспитательницы: «Что-то вы слишком развеселились. Не к добру это». Так вот улыбка от незнакомого человека — это не к добру: лыбится — значит, что-то нужно. Познакомиться, подкатить к чужому мужчине, что-нибудь стырить, наконец.

Или мы просто стесняемся? Ведь даже такая безобидная коммуникация, как встреча взглядов, приводит русских людей в ужас: там, где ментально безмятежный европеец продолжит невербальный контакт улыбкой, мы отведем глаза и сделаем вид, что находимся в пустыне.

Социологические опросы утверждают, что за последние пять лет россияне стали на треть более агрессивными и конфликтными. То есть из всех возможных взаимных коммуникаций мы предпочитаем ссору, особенно если речь идет о незнакомых людях. Какие уж тут улыбки.

И тем не менее заканчивать эксперимент в первый же день показалось мне неправильным. Наутро, выйдя из дома, я выдавила улыбку для мужика, счищающего снег с автомобиля.
«Зубы болят? — посочувствовал он. — Жена в прошлом месяце удаляла, говорит, почти не больно».

И ободряюще мне улыбнулся.

Опубликовала    12 ноя 2014
52 комментария

Похожие цитаты

Невписавшееся поколение Офисный планктон умирает как класс

Мою знакомую Лену всегда называли крутой. В двадцать лет она зарабатывала больше папы-инженера и ездила отдыхать за границу. В двадцать пять купила машину. В тридцать начала присматривать квартиру. Замуж Лена не стремилась: идеал не встретила. Больше всего Ленина прекрасная жизнь поражала ее папу: разве может секретарша зарабатывать такие деньжищи? Не секретарша, а личный помощник большого начальника в иностранной компании, не обижалась Лена и покупала папе на дачу очередной культиватор.

Год назад иностранная компания осознала, что кризис не тетка, пора экономить. Обнаружилось, что большой иностранный начальник вполне в состоянии собственноручно подставить чашку под сопло кофеварки, встретить семью, прилетевшую из Бостона, и забрать свои костюмы из прачечной. Лену уволили.

Теперь она сидит дома и смотрит «Аббатство Даунтон». Деньги, которые по случаю увольнения выплатила Лене законопослушная иностранная компания, давно проедены. Машина продана. Мастерица в дорогом салоне красот…

Опубликовала  пиктограмма женщиныLidija Markwart  12 окт 2015

…Ну что за народ мы — русские? Про нас можно шутить, порой, и зло… Русский непременно — дурак, мудак и алкоголик… ну, ещё и вор, и бандит… и т. д… а мы… как говорится — плюй в глаза, а нам всё смешно… мы ещё и сами добавим. Но ведь нас знают… с нами дружат… нас любят, в конце концов, просто — как людей…
. Ещё со времен Сталина была принята политика — лелеять и холить «нацкадры», а на русских — что останется… так, видно, и прижилось… Поэтому и не моги пошутить по поводу гражданина другой страны —…

© atatkf 2219
Опубликовала  пиктограмма женщиныatatkf  19 апр 2014

Первое, что я открыл для себя — это то, что я действительно не знаю истории страны, в которой прожил 23 года.
К моему удивлению наш флаг оказался флагом Нижней Австрии, а гимн — украденное у поляков «Ещё Польша не погибла».
История древней Укропии — ворованная, тысячелетняя история Руси.
Лариса Косач (Леся Украинка) часть своей жизни прожила в Египте, а Тарас Шевченков — в Санкт- Петербурге, где и был похоронен.
На Украину, в течение своей жизни, приезжал целых три раза и дневники свои вел и…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Юдин  07 июн 2014

В двадцатом веке обрушивается на человека огромное количество информации. Всего знать нельзя. Наше время — время узких специальностей.

Однако есть понятия, вопросы, сферы духовной жизни, которые обязательны для каждого человека.

Ты можешь изучать морские водоросли, нуклеиновые кислоты, редкие металлы. Ты можешь быть химиков электриком, партийным работником, футболистом, писателем, генералом, но если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве», Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, Крутицкий терем, устюжская, чернь, вологодское кружево, Кижи, Остромирово евангелие, Владимирская Божья матерь.

Камешки на ладони

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  29 янв 2014

Рахманинов С. В

https://stihi.ru/2019/04/05/2387

Концертный зал, ложатся нота к ноте,
Симфонию играет, мелодия души.
Ноктюрн для скрипки, альта, мысль в полёте,
Фортепианную прелюдию любви.

Рахманинов играет сквозь года,
Назад отматывая киноплёнку.
Ведь не зашла ещё его звезда,
Он режиссёр, не прекративший съёмку.

Здесь звон колоколов, и монастырский сад,
И тишина, разбавленная соловьями.
Закат, восход, хрустальный звездопад,
Душа цветет, и нежиться ночами.

Опубликовала  пиктограмма женщиныНадя Ямщикова  27 мая 2020