С появлением ВКС России в небе Сирии «большая игра» России и Америки продолжается одновременно на двух площадках: сирийской и украинской. Они, безусловно, будут взаимосвязаны: как на одной аукнется, так на другой откликнется. Проецирование Россией силы, говоря на языке нашего вероятного противника, на Сирию, стремительное, мощное и калиброванное, стало полной неожиданностью для Вашингтона, такой, что западная пресса пришла в восхищённое бешенство.
Причём Вашингтон не знает, что делать, потому что теперь знает о возможностях крылатых ракет «Калибр». Кроме того, в Сирии Россия нашла общий язык с Ираном, и такой связке Вашингтону нечего противопоставить. Вся его коалиция из 59 стран не стоит одного Ирана, готового воевать в Сирии не на словах, а на деле.
Недавняя встреча Путина с президентом Сирии Асадом вызвала множество комментариев, в общем верных, о том, что Москва повышает статус Башара Асада и отвергает его «злодейские» клише. Это прозрачный намёк Вашингтону, кто настоящий злодей в мире.
Однако можно добавить, что недавно, на Генассамблее ООН, Обама встречался с Порошенко, и Путин своей неожиданной встречей как бы приравнял Асада к Порошенко. Москва явно связывает фигуры сирийского и бандеровского президентов, и намекает, что Порошенко может стать для Москвы тем, чем для США является Асад…
То же самое можно сказать о «бесполётных зонах» или «зонах безопасности» в Сирии: такие же зоны завтра могут появиться и на бывшей Украине. Если легитимность Асада у США вызывает сомнения, то завтра легитимность Порошенко может вызвать сомнения у России, причём на тех же самых основаниях: совершение массовых убийств в результате применения армии против мирного населения на юго-востоке Украины.
А послезавтра под вопрос может быть поставлена легитимность Эрдогана в Турции, и Салмана в Саудовской Аравии: опираясь на американский опыт, повод для этого найти несложно. Залп крылатых ракет из Каспийского моря недвусмысленно показал, что Россия может откалибровать на Ближнем Востоке что угодно. При наличии совместного Информационного центра в Багдаде России, Ирака и Ирана, и это совершенно новая реальность ближневосточного театра возможных военных действий.
У американцев есть свои возможности для Большой игры. В первую очередь, это курдская карта, которую они уже пытаются разыграть: пытаются использовать курдское ополчение для наступлении на столицу ИГИЛ Ракку в Сирии. Вашингтон курирует также курдов в Ираке. Однако курдов считает своим главным противником Эрдоган, с турецкой Рабочей партией Курдистана турецкие ВС уже откровенно воюют.
Американский авианосец Израиль пока молчит как рыба об лёд, но молчит холодно: политику США и Европы в регионе он уже давно не одобряет.
Что могут США? Они могут кинуть Турцию Эрдогана под ноги курдам, ведь проамериканские НКО недавно пытались устроить ему «весну», и замена у Вашингтона есть — это богослов Гюлен, который ждёт своего часа в штате Висконсин. США, видимо, делают основную ставку в регионе на курдов, а Гюлен готов с пониманием отнестись к курдскому вопросу, в отличие от Эрдогана.
Чем это всё закончится, только Аллах знает. Например, ИГИЛ может оказаться в Стамбуле. Невероятно? Однако покровительство Турции ИГИЛ не вызывает сомнений, ИГИЛ поставляет туркам контрабандой нефть, и получает взамен оружие и потоки боевиков: они, в основном, идут через Турцию.
Израильские СМИ вообще ставят знак равенства между ИГИЛ и Турцией. Тогда, если Эрдоган почувствует американскую угрозу за спиной курдов, тайное может стать явным, и он пойдёт на союз с ИГИЛ, для этого ИГИЛ достаточно несколько трансформировать, осудив отдельных бесчеловечных полевых командиров и сменив халифа.
Вообще, сложилась уникальная ситуация: все стороны конфликта на Ближнем Востоке ведут войну как минимум на два фронта, и это делает развитие событий непредсказуемым. Однако надёжность коалиции Россия-Сирия-Иран-Ирак предсталяется выше противостоящей ей американской: США-Турция-Саудовская Аравия-Катар.
Для Америки есть большой соблазн уравнять активность России в Сирии повышением напряжённости/ставок на украинской площадке. 31 декабря 2015 года формально заканчивается «Минск-2», и Порошенко может снять минские путы со своих ног и рук. Особенно если поступит такое недвусмысленное распоряжение от посла США Джеффри Пайетта.
В недавнем интервью Би-би-си Порошенко, в общем, повторил госдеповскую мантру: «Путин хочет глобальной нестабильности, это вызов цивилизованному миру и продолжения сценария нагнетания ситуации». И далее связал Крым и Донбасс с Сирией. Уже готов помочь Америке, чем прикажут?
Достаточно одной крупной провокации на Украине, вроде крушения малайзийского Боинга, и перемирие может взорваться. Например, если произойдёт взрыв на одной из украинских ТЭС… Всё равно угля для них не хватает, а оборудование работает на технологическом пределе.