Олег Табаков в трех измерениях
17 августа празднует юбилей один из самых популярных актеров России, художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков. Мы вспоминаем три его самые значительные кинороли.
Олег Табаков сам называет себя комическим актером. Он сыграл множество характерных ролей и в театре, и в кино. Вероятно, и любим публикой в основном за них: Чиголотти из «Короля-оленя», Альхен из «12 стульев», Людовик XIII в «Трех мушкетерах» и т. д.
Однако начинал он с ролей лирических — так называемых «розовских мальчиков», одна из них собственно из экранизированной пьесы Виктора Розова «В поисках радости» (фильм Георгия Натансона и Анатолия Эфроса назывался «Шумный день») стала своеобразным символом времени. Герой Табакова, как известно, рубил полированную мебель шашкой своего отца- героя Гражданской войны. Таким образом этот персонаж боролся с мещанством и презренным накопительством. Фильм вышел на экраны в 1960 году, когда антибуржуазный пафос был не слишком уместен, и общество было занято в основном как раз изживанием насильственного бытового аскетизма сталинской поры и освоением главного хрущевского завоевания — отдельной жилплощади в пресловутых блочных пятиэтажках. Так что экстравагантный жест героя Табакова должен был читаться как протест высокого порядка. Таким образом Олег Табаков обрел свою главную актерскую тему.
Актер, разумеется, зависимая профессия — выбирать роли даже столь бесспорной звезде как Табаков удается не всегда. И как именно проявляется личность актера в исполняемых им персонажах — вопрос на рациональном уровне неразрешимый. Но пример Табакова здесь бесспорен — его личность присутствует везде. Он абсолютно узнаваем, хоть и чрезвычайно разнообразен.
Даже в роли Вальтера Шелленберга Табаков демонстрировал не только исполнительское мастерство, но и дух, атмосферу времени, когда эта роль создавалась. Эта свойство артиста проявлялось всегда. Он в каждой своей работе современен и даже иногда слишком современен. Как в роли розовского комсомольца отразилась вся наивность и инфантильность 60-х, так в Шелленберге прочитывается некий артистичный цинизм советских 70-х годов. Времени, когда общественные надежды окончательно рухнули, но некоторые умудрялись жить легко и весело.
В соответствии с самыми расхожими представлениями об успехе, Шелленберг остается самой известной ролью Табакова.
В начале 80-х Табаков сыграл Обломова, и это слишком красноречивый образ последнего
советского десятилетия, чтобы пускаться по его поводу в рассуждения. Актера в этой роли приняли едва ли не беспрекословно. Другого времени, когда экранизация хрестоматийного романа из школьной программы могла бы занимать умы и вызывать судьбоносные дискуссии просто нельзя себе представить. Замечательно, что в эти же годы, которые так отчетливо символизирует Обломов, создатель его экранного образа прожил в каком-то совершенно нездешнем рабочем темпе.
Именно тогда Табаков создал свою студию, из которой вырос нынешний театр, именуемый в обиходе «Табакеркой». Именно тогда он непрерывно играл сначала в «Современнике», потом во МХАТе. Именно тогда популярный артист театра кино, любимец и баловень публики превратился в крупнейшего деятеля. Можно долго спорить, пошло ли это ему на пользу. Но как-то очевидно, что его судьба складывалась так, как и должна была сложиться. Как очевидно и то, что Олег Табаков — хозяин своей судьбы.