Место для рекламы

http://www.youtube.com/watch?v=P2O4Y1jR-TY

Как левша стал Левшой?

Как всякий младенец, тульский Левша появился на свет безымянным: первая публикация произведения Лескова в трех октябрьских книжках славянофильского журнала «Русь» 1881 года шла под названием «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» — именно так, со строчной буквы.

Потребовалось время, чтобы собирательный образ талантливого мастерового обрел имя. Так что у Левши, как у живого человека, есть день рождения — дата выхода журнала в свет, есть «родитель» — писатель Николай Семенович Лесков. Есть и «крестный папа» — генерал-майор артиллерии Сергей Александрович Зыбин, оружейник и изобретатель, историк и драматург, работавший в 1891—1913 годах на Тульском оружейном заводе…

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела… Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого», — такой сноской, превратившейся позже в предисловие, автор предварил первую, журнальную публикацию.

Современники приняли все это за чистую монету. Николай Семенович даже вынужден был разъяснить в печати, что «весь этот рассказ сочинил» и «левша есть лицо, мною выдуманное», а блоха взята из ходячей прибаутки: англичане-де стальную блоху сделали, а туляки ее подковали и им назад отослали.

При жизни Лескова «Сказ» не получил признания как событие в литературе, тогдашние влиятельные журналы дали произведению отрицательную оценку. И хотя за первое двадцатилетие своего существования «Сказ» выдержал пять изданий, в нем по-прежнему видели всего лишь «третьеразрядный анекдот».

Интерес к «Цеховой легенде» возник в результате изысканий Зыбина, обнародовавшего историю мастерового Алексея Сурнина, который в екатерининские времена отправлен был из Тулы в Англию для совершенствования в оружейном деле, стал отменным мастером и по возвращении на родину много сделал для развития Тульского оружейного завода. От Зыбина, отмечает литературная критика нашего времени, берет начало совершенно новый угол зрения, под которым осмысляется лесковский рассказ — отныне ему ищут источники, рассуждают о прототипах, оценивают фактическую основу деталей. Так с легкой руки Зыбина абстрактный «левша» как бы обрел имя, плоть и кровь, перевоплотившись в конкретного, реально существовавшего человека — Левшу с большой буквы.

Лев Толстой как-то сказал: «Лесков — писатель будущего». Действительно, относиться к Николаю Семеновичу как к классику стали только в советскую эпоху, да и то далеко не сразу — первое собрание сочинений писателя вышло в СССР в 1956—1958 годах. Однако «Левшу» признали куда раньше. Он вернулся в отечественную литературу в качестве народного, массового чтения уже в 20-е годы прошлого века, когда было выпущено 5 изданий «Сказа» общим тиражом около 50 тысяч экземпляров. В 30-е годы было 8 изданий тиражом около 80 тысяч экземпляров, в 40-е — 17 (свыше миллиона), в 50-е — 16 (свыше 2 миллионов), в 60-е — 15 (около 800 тысяч в общем, малыми тиражами в переводах на языки народов СССР), в 70-е — 15 изданий, 3 миллиона экземпляров… В XX веке «Левша» выходил более ста раз общим тиражом порядка 20 миллионов экземпляров!

Впрочем, к легендарному образу Левши отношение и сегодня неоднозначное. Одни видят в нем лишь талант, загубленный спиртным, другие воспринимают лесковский «Сказ» как грустную и злую карикатуру на человека труда, третьи подчеркивают превосходство «наших» рук и мозгов перед заграничными.

О разноплановости понимания Левши мы говорили однажды с покойным ныне конструктором Стечкиным, создателем знаменитого пистолета-пулемета «АПС». Тогда Игорь Яковлевич — человек высокоинтеллигентный, интеллектуал и умница, — напомнил последние слова Левши («Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся») и заметил: по его мнению, суть созданного Лесковым литературного образа — в глубоком патриотизме. Даже в смертную минуту талантливый русский человек думал об интересах Отечества — «и с этою верностью… перекрестился и помер».

К сожалению, добавил конструктор, мы и теперь нередко «чистим ружья кирпичом». И с этим трудно не согласиться.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  15 авг 2015
1 комментарий

Похожие цитаты

Галоши. Какие мокроступы к лицу хорошилищу?

Попасть на галошную фабрику наверняка хотелось бы крокодилу из детской сказки Корнея Чуковского, который позвонил автору и со слезами просил прислать «к ужину дюжину вкусных и сладких галош». То-то славно он откушал бы! Но если серьезно, галош на такой фабрике, действительно, меряно-немеряно. Или, точнее, видимо-невидимо. Самых разных размеров и таких фасонов, что не каждый видал. И ничего в том удивительного, ведь галоши — та же обувь, а она должна…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  20 авг 2015

Мои молодые коллеги иногда удивляют меня тем, что не знают казалось бы известных людей в недалеком прошлом, событий, которые произошли не так давно и оставили какой-то след в нашей истории. Например, кто такой Анатолий Карпов (а в каких фильмах он снимался?); Есенина, оказывается, убили на дуэли, а Финляндия находится в Скандинавии. Но это ничего, не обязательно так много знать, что вокруг происходит, у каждого свои интересы, главное, что мои сослуживцы люди хорошие, добрые и классные специалист…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнгария  03 дек 2013

У отца было три сына. Умирая, он призвал их к себе и сказал:
— Я не могу разделить поровну между вами все, что имею. У нас почти ничего нет. Поэтому я решил оставить наследство только одному из вас: тому, кто докажет, что он самый умный, мудрый и прозорливый. Одним словом, моему лучшему сыну. На столе лежат три монеты, каждый возьмет по одной и купит то, чем, по его мнению, можно заполнить дом.
Братья взяли по монете и удалились исполнять поручение отца. Первый купил солому, но ее хватило на то, чтобы заполнить только половину дома. Второй купил мешки перьев. Но они все равно не заполнили собой всего дома. Третий сын, которому досталось наследство, купил свечу. Он дождался ночи, зажег ее и заполнил весь дом светом.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  22 авг 2014

стоя посреди гостиной в темноте, ты не решаешься включить свет, боясь увидеть окружающий тебя бардак и эту вечную неустроенность. и, натыкаясь в темноте на прошлое и мысли о том кто ты, вдруг понимаешь, что нужно включить свет внутри себя, чтобы в городе твоей усталой головы хватило света на тропинках, где слышны Её шаги.

она вглядывается в экран своего телефона и пишет, что заблудилась в твоих мыслях. а ты включаешь фонари на аллеях и, закуривая вторую, ждешь Её возле какого-нибудь потрёпанного «Дикси», веря, что этот свет уже не нужно будет гасить.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныКисычев  08 дек 2020

Торшер и лампочка

«Блым, блым» — моргнула лампочка и потухла. «Наконец-то! — молча закричал торшер — наконец-то, я избавился от этой электрической выскочки. Наконец-то, люди обратят внимание на мой красивый лакированный стан с расширением книзу для устойчивости. И заметят мой оранжевый абажур с бахромой по ободку. И будут любоваться моей красивой деревянной полезной полочкой, на которую можно ставить, что угодно…»
Но людям был нужен не торшер, а свет, который он давал. Присаживаясь в кресло с книгой или журналом,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныСбоку - бантик  10 янв 2016