Место для рекламы

http://www.youtube.com/watch?v=GgOSBbZl0Gw

Яйца, Леда и лебедь. Откуда начнём?

Разобраться в греческой мифологии — непостижимая задача. Во-первых, их очень много, этих богов и полубогов. Во-вторых, они носят разные имена и эпитеты (при всем том, что речь идет об одном и том же боге). В-третьих, они плодовиты и неразборчивы в связях, что приводит к земным конфликтам и войнам. А кто виноват — и концов не найдешь.

Вот, к примеру, Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, сын титана Кроноса. Женат, между прочим, на богине Гере (она же его сестра), но он ей изменяет. Сказать «часто» — ничего не сказать. Беспрерывно!

И сколько детей он наклепал — не перечесть! Хотите удостовериться — загляните в источники. Как змей он соблазнил Деметру, а затем Персефону, как бык и птица — Европу, как лебедь — Леду, в виде золотого дождя — Данаю, ну, и так далее.

Фантазии Зевса при соблазнении безграничны! Естественно, эти способности не могли пройти мимо художников и скульпторов, которые вдохновлялись необычными способами воспроизводства божественной силы (и очень может быть, что завидовали ему).

Огромное количество статуй, картин, медалей, камей посвящено Зевсу и его приключениям. Кто такой Зевс — уже как бы ясно. Сегодня мы займемся его играми с Ледой. Леда — дочь этолийского царя Фестия. Пораженный и возбужденный красотой Леды, Зевс возник перед ней в образе лебедя. Результат: она снесла два яйца, из которых вылупились Полидевк и Елена. Либо же она снесла тройное яйцо, из которого появились Кастор, Полидевк и Елена. Либо из двух яиц появилось четверо детей.

Насчет количества яиц — тоже нет единообразия: то ли одно, то ли два. Молва говорит ab ovo, что означает в переводе с латыни — «с яйца». Не с яиц. Причем фигурально это значит «с начала». Есть еще выражение, которое звучит так: «начнем с яиц Леды». (А почему не с яиц Зевса? Последнее было бы логичнее, уж если с начала.)

А вот занимал умы творцов статуй, картин и медальонов в основном этот самый момент овладения Ледой. Причем очень давно — одно из самых древних произведений такого рода датируется первым веком до новой эры. Видимо, все творцы мучились одним и тем же вопросом: а как это у них? Лебедя пристраивали к Леде и так, и этак. И все они (творцы) никак не могли отвлечься от человеческой природы — от естественного пути соединения.
.
Александр Сергеевич Пушкин в «Гавриилиаде» так описывает процесс сошествия на Марию Святого Духа (правда, здесь голубь, а не лебедь, но все равно — птичка):

«И что же! вдруг мохнатый, белокрылый
В ее окно влетает голубь милый,
Над нею он порхает и кружит,
И пробует веселые напевы,
И вдруг летит в колени милой девы,
Над розою садится и дрожит,
Клюет ее, копышется, вертится,
И носиком, и ножками трудится.
Он, точно он! — Мария поняла,
Что в голубе другого угощала;
Колени сжав, еврейка закричала,
Вздыхать, дрожать, молиться начала,
Заплакала, но голубь торжествует,
В жару любви трепещет и воркует,
И падает, объятый легким сном,
Приосеня цветок любви крылом.»

Лучше не скажешь.

Попробуем разобраться с художниками. Гениальный Леонардо да Винчи, видимо, не владел техникой соединения птицы с женщиной, поэтому лебедь — рядом, они оба стоят. А вот Микеланджело Буонаротти изобразил их несколько иначе, ближе к привычному для глаза положению.

Зато у Леонардо уже и детки из яиц вылупились, и резвятся у ног Леды. Получается так, что Зевс то ли присутствует при появлении на свет своих детей, то ли он пришел к Леде с очередным визитом, а тут — на тебе — дети! Все возможно, хотя легенда не говорит ни того, ни другого. Как бы Зевс сделал свое дело — и на том спасибо!

У Корреджо — как оно должно было быть у богов — Зевс в образе лебедя и свита. Это на тот случай, если Леда вдруг скажет, что яйца не от Зевса и «яичные» дети у нее от законного мужа (она уже была матерью двоих детей, когда на нее упал Зевс). Хотя тут неувязка — первые появились привычным путем, а для этих пришлось перейти на другой способ воспроизводства. Чудеса, игры богов, поэтому логика никакого значения не имеет.

А вот у Сальвадора Дали и Леда, и лебедь парят. Видимо, все в прошлом, потому что на первом плане вместе с ними парит и половинка яйца — как намек (хотя и слабенький) на миф. Половинка пустая, никаких признаков детей. Куда они подевались?

Раз половинка пустая — они уже вылупились. И уйти никуда не могли в силу своей беспомощности (нигде не упоминается о том, что они с момента рождения были физически зрелыми и самостоятельными). Одни загадки (что и характерно для Дали).

К легенде приложили руки самые знаменитые художники прошлого и продолжают прикладывать совсем незнаменитые художники нашего времени. Вот, например, в Старом Яффо козырек над дверью поддерживают аж две Леды с двумя лебедями, вырезанные из стали (сколько лет этим кронштейнам — неизвестно, может, сто, поскольку они сильно тронуты ржавчиной). Эта попытка пропаганды культурного наследия заслуживает и внимания, и одобрения.

Среди многих других современных живописных интерпретаций мифа есть и такая. Леда в современном купальнике спит (или якобы спит), рядом с ней лебедь — и два яйца. Совершенно нелогичный разворот: не успели соединиться — и уже готово. Как бы для созревания яиц требуется какое-то время (никто не написал, какое). И что, Зевсу нечего больше делать, как дежурить около нее и ждать, пока она их выдаст? Не божественное это дело! И вообще, когда она надела купальник и где она его взяла? Или это намек на то, что современная женщина может все, в том числе и нести яйца? Ну и заворот у художницы!

Леда и лебедь — неисчерпаемая для художников тема! Они продолжают творить…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  27 июл 2015
0 комментариев

Похожие цитаты

http://www.youtube.com/watch?v=4Q_WWMk2Elg

Габриэль Метсю, «Женщина за клавесином». Что интересного в её жизни?

Габриэль Метсю (1629−1667) — голландский художник, портретист, жанрист. Среди его полотен одно вызывает больше вопросов, чем ответов. Это — «Женщина за клавесином» (ее название на английском языке «Lady at a Virginal»).

Действительно, на первом плане — сидящая за клавесином женщина. Одета она скорее скромно, чем богато, одежда каких-то блеклых цветов. Гладкая прическа, волосы собраны узлом на затылке. Не видно никаких украше…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 июл 2015

Фёдор Михайлович Достоевский - цитаты, изречения, мысли

Истина без любви — ложь.

Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Люди не любят, более того, ненавидят тех, кого они обидели.

Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

Юмор есть остроумие глубокого чувства.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАрина Забавина  16 апр 2014

ВЫ НЕ ВЕРИТЕ В БОГА?

1. Вы не верите в Бога, но говорите в знак благодарности «спасибо» (спаси Бог).

2. Вы не верите, что Христос жил на Земле, но ведете летоисчисление от Рождества Христова.

3. Вы не верите, что Христос воскрес, но называете седьмой день недели воскресеньем.

4. Вы не верите, что человек был создан по образу и подобию Божьему, но называете безобразным человека, который потерял этот образ.

5. Вы не верите, что бесы существуют, но говорите, что собака бешеная или, что машина мчится на бешеной скор…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныDons  29 янв 2014

Тяжелая работа.

— Чертова работа, чертовы люди, чертов мир! Сил уже нет! За что мне такое наказание? Как мне с этим всем справиться? — мужчина сидел в удобном кресле и смотрел на врача.
— Я понимаю вас, но давайте по порядку, — спокойным голосом ответил доктор, — что именно вас больше всего раздражает?
— Да всё! Понимаете? Мир катится к чертям собачьим! Неужели вы этого не видите?!
— И всё-таки?
Пациент вскочил с кресла и принялся расхаживать по кабинету. Доктор положил на стол авторучку и блокнот и терпеливо н…

Опубликовала  пиктограмма женщиныvottak and co  04 апр 2015

Тамара Васильевна вышла на работу после продолжительной болезни. А болела она последнее время часто: сначала отца похоронила, потом — мать, за ними и сына. Сплошные неприятности вконец сломили её так, что ни спать, ни жить, не было сил.

Всё это было в прошлом — почти год прошел… А сейчас она сидела за рабочим столом и допивала остывший чай. Только вчера, во время остаточных приступов ломки, после приема закончившейся упаковки антидепрессантов, выписанных невропатологом полгода назад,

Тамар…

© Никка 95
Опубликовала  пиктограмма женщиныНикка  28 апр 2013