Место для рекламы

http://www.youtube.com/watch?v=4Q_WWMk2Elg

Габриэль Метсю, «Женщина за клавесином». Что интересного в её жизни?

Габриэль Метсю (1629−1667) — голландский художник, портретист, жанрист. Среди его полотен одно вызывает больше вопросов, чем ответов. Это — «Женщина за клавесином» (ее название на английском языке «Lady at a Virginal»).

Действительно, на первом плане — сидящая за клавесином женщина. Одета она скорее скромно, чем богато, одежда каких-то блеклых цветов. Гладкая прическа, волосы собраны узлом на затылке. Не видно никаких украшений. Она как бы небогатая, хотя и небедная — клавесин не был принадлежностью бедных домов. Она одета не по-домашнему, но одна туфля снята (как бы ждет кого-то, но на минутку расслабилась).

В проем двери видно еще одну комнату. На сундуке сидит грустного вида девушка, похоже, что слушает музыку. Рядом с ней метла, которая занимает в картине чуть ли не центральное место. Еще одно существо — собачка, с которой разговаривает хозяйка.

Из особенностей картины следует отметить в первую очередь нечто вроде панно или картуша напротив женщины. Надпись на латыни не читается полностью, но можно предположить, что ее смысл передают слова: «Уповаю на твою милость, Господи!»

На окнах — красные портьеры, одна присобрана и поднята, вторая распущена.

Естественно предположить, что каждый элемент картины несет какую-то смысловую нагрузку. Как пишет Вэйн Франиц в своей работе, посвященной картине Питера де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд», «писатели семнадцатого века часто ассоциируют метлу, посуду, используемую для уборки, с духовной и нравственной чистотой». Мало того, подметающая пол служанка выполняет чисто символическую работу — она сметает следы порока.

Собачка, можно сказать, тоже не без греха — она олицетворяет грех. Маленькая собачка — грех небольшой.

Итак, красные портьеры, метла, собачка — все это наводит на мысль, что этот дом — небезгрешный.

Обратимся к названию картины. Никто не знает, кто дал картине такое имя — художник, владельцы картины или искусствоведы. Если сам автор не дал имени, его надо было придумать по крайней мере для того, чтобы точно знать, о каком предмете идет речь. Случайно или нет, но в названии картины есть слово «Lady», один из переводов которого — «дорогая проститутка». И надпись на панно приобретает глубокий смысл: «Спаси и сохрани!» Спаси от напастей вроде нежелательной беременности и сохрани от болезней.

Насколько верен теперь перевод названия картины «Дорогая проститутка у клавесина»? На этот вопрос однозначно мог бы ответить автор, Габриэль Метсю. Совершенно неясно, видел ли он то, что нарисовал, или придумал. Очень может быть, что если не всю картину, то ее детали были когда-то им подсмотрены. Красные занавески в то время могли быть сигналом, что здесь можно получить желаемое. Весьма вероятно, что положение занавесок говорило прохожим о том, свободна ли сейчас жрица любви: опущенные — занята, поднята половина — доступ открыт, подняты обе шторы — санитарный час (приблизительно так).

Кажется, в живописи (по крайней мере, того времени) это единственный случай обозначения профессии хозяйки.

Видимо, отсюда пошли знаменитые красные фонари…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 июл 2015
1 комментарий

Похожие цитаты

Русские крылатые фразы и их происхождение

Богат и могуч русский язык со своей длинной историей. И каждая эпоха привносила в этот язык что-то свое. И до нас дошли такие выражения, которые абсолютно все знают, например сморозить глупость или наставить рога, и все знают что они означают, но вот откуда они пошли знают только единицы. Об происхождении этих и других крылатых фраз в этой статье далее.

«Сморозить глупость»

Это выражение появилось благодаря господам гимназистам. Дело в том, что слово…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 сен 2014

Откуда пошли ругательства.

БЛЯДЬ

Это «нехорошее» слово за последнее время уже фактически легализовалось и в прессе, и в литературе, хотя мне до сих пор как-то неловко набирать его без стыдливого многоточия. Однако в контексте данной статьи ставить точки бессмысленно, и вы сейчас в этом убедитесь.

Начнем с того, что употребление этого слова в Древней Руси никакого дискомфорта не вызывало. А православные священники — люди, вроде бы неприличия не приветствующие, — употребляли его во всяческих…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 окт 2014

http://www.youtube.com/watch?v=GgOSBbZl0Gw

Яйца, Леда и лебедь. Откуда начнём?

Разобраться в греческой мифологии — непостижимая задача. Во-первых, их очень много, этих богов и полубогов. Во-вторых, они носят разные имена и эпитеты (при всем том, что речь идет об одном и том же боге). В-третьих, они плодовиты и неразборчивы в связях, что приводит к земным конфликтам и войнам. А кто виноват — и концов не найдешь.

Вот, к примеру, Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, сын титана Кроноса. Женат,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  27 июл 2015