ЛИППИ Филиппино
После смерти своего отца и первого учителя Филиппе Липпи, Филиппино, которому было тогда 12 лет, поступает в мастерскую Боттичелли, влиянием которого отмечены его первые работы, созданные в 1478—1482 («Мадонна», Лондон, Нац. гал.; Флоренция, Уффици; Будапешт, Музей изобразительных искусств; Берлина-Далем, музей; «Сцены из жизни Эсфири», Париж, Лувр; Шантийи, музей Конде; Оттава, Нац. гал.; «Товий и три ангела», Турин, гал. Сабауда; «Поклонение младенцу Христу», Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; «Поклонение волхвов», Лондон, Нац. гал.; «История Виргинии», Париж, Лувр; «История Лукреции», Флоренция, Палаццо Питти). Это влияние было столь сильным, что Беренсон приписал эту группу произведений, а также несколько портретов некоему художнику, названному «друг Сандро» (Боттичелли). Филиппино заимствовал у своего учителя удлиненные и утонченные фигуры, элегантные и патетичные.
Около 1484−1485 Филиппино Липпи заканчивает фрески в капелле Бранкаччи ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, прерванные за 50 лет до этого смертью Мазаччо. Здесь Филиппино «отрекся и от себя самого, и от Мазаччо» (по выражению Бранди), испугавшись, вероятно, впечатляющего величия росписей Мазаччо; он закончил их в формах более искусственных, лишенных той восприимчивости, какую он продемонстрировал в своих первых произведениях. Около 1483 он исполнил два тондо «Благовещение» (Сан-Джиминьяно, музей), которые отмечают эволюцию его стиля; линия становится более закрученной и нервозной, драпировки более цветистыми, а колорит более металлическим. Между тем во Флоренцию был доставлен «Алтарь Портинари», созданный нидерландским художником Гуго ван дер Гусом для капеллы Портинари ц. Сант-Эджидио, и Филиппино, как и другие итальянские живописцы того времени, поразили натуралистические элементы в этом произведении, вскоре ставшем знаменитым. Для Филиппино это было время поистине значительных заказов: в 1486 — алтарь «Мадонна с четырьмя святыми» для зала дельи Отти ди Пратика в Палаццо Веккио (ныне — Флоренция, Уффици); примерно тогда же — «Видение св. Бернарда» для капеллы семьи Пульезе (Флоренция, ц. Бадии) и «Мадонна со святыми и донатором» для капеллы семьи Нерли ц. Санто-Спирито; здесь вид Флоренции, открывающийся сквозь портик, который окружает группу, можно сравнить с пейзажными фонами в нидерландской живописи.
В 1489—1493 в Риме Филиппино Липпи пишет «Сцены из жизни Марии и св. Фомы Аквинского» в капелле Карафа ц. Санта-Мария сопра Минерва. Знакомство с античностью приводит художника к декоративному изобилию (гротески, фризы, странные прически), поскольку этот классический мир, чьи законы и меры уважали мастера раннего кватроченто, становится для художников позднего XV в. предлогом к ностальгическим воспоминаниям и фантазиям. В 1496 Филиппино датирует картину «Поклонение волхвов», написанную для монастыря Скопето (Флоренция, Уффици). Расположение и сложные позы персонажей, которые словно кружатся вокруг центральной группы, возможно, были навеяны незаконченным «Поклонением волхвов» Леонардо (там же); этот заказ Леонардо получил от монахов Сан-Донато в Скопето, которые затем заказали картину Филиппино. В конце века, Филиппино получает заказы и от других городов. Так, в 1501 для ц. Сан-Доменико в Болонье он пишет «Обручение св. Екатерины» (в эмилианской живописи экстравагантный дух Филиппино находит свою параллель в некоторых фантастических образах Амико Аспертини, который во время своего пребывания в Тоскане наверняка заинтересовался произведениями Филиппино). Примерно в это же время он отправляет в Геную «Алтарь св. Себастьяна» (ныне — Палаццо Бьянко).
В 1503 Филиппино Липпи заканчивает фрески в капелле Строцци ц. Санта-Мария Новелла во Форенции, заказанные еще в 1487 («История св. Филиппа»); здесь еще больше усиливаются неспокойные формы и декоративизм, элементы которого, заимствованные из классического искусства, заполняют архитектонические перспективы и украшают персонажи странными и вычурными прическами. Из этой «массы» иногда выделяются, однако, замечательные фигуры и детали, которые сохраняют печать характерной для Филиппино изобретательности. Преждевременная смерть художника не позволила ему завершить такие произведения, как «Коронование Марии» для ц. Сан-Джорджо алла Коста, законченное Алонсо Берругете (ныне — Париж, Лувр), и «Снятие с креста» для ц. Сантиссима-Аннунциата, законченное Перуджино в 1505 (ныне — Флоренция, гал. Академии). Наряду с Пьеро ди Козимо, Филиппино Липпи был художником, предвосхитившим некоторые странные и фантастические черты, которые вновь появятся, но уже в более интеллектуальной форме, в эпоху маньеризма.