Карл Шпицвег. Эпоха романтизма
Пожалуй, самым ярким представителем одного из вдохновенных периодов мирового искусства — романтизма, является Карл Шпицвег. Он родился в начале XIX века в Мюнхене, точнее, 5 февраля 1808 года в семье богатого коммерсанта, владельца особняка в четыре этажа. Как не странно, но судьба его творческого пути имела далеко не художественное начало. Лишь в 25 лет Карл стал тем, кем он стал — лидирующим последователем направления живописи Бидермейера (одно из ответвлений романтизма). И так, отец уготовил юному Карлу судьбу фармацевта. Юноша отучился в латинской школе, основанной при придворной аптеке и начал карьеру провизора, разрисовывая этикетки.
Решение о смене своего амплуа пришло к Шпицвегу под влиянием творчества Карла Кристиана Константина Хансена (датский художник первой половины XIX в.) и после посещения в 1832 году Италии с ее архитектурными изысками и шедеврами зодчества.
Несмотря на стремление стать художником и постоянные занятия живописью, Карл не был принят в Академию художеств и стал, по сути, самоучкой. Но каким! Его картины и шуточные миниатюры по сей день вызывают улыбку умиления и восхитительную реакцию обывателей на мелкие подробности жизнеописания простых горожан.
Например, работа «Воскресный охотник» (1845г.) прописана именно в манере бидермейера, с пристальным вниманием к мелочам — розовые сапоги, перепуганный образ горе — охотника, початая бутылочка вина, обед, завернутый добродушной женой. А в картинах «Охотник на бабочек» (1840г.), «Книжный червь» (1850г.) и «Друг кактуса» (1856г.), как и во многих других произведениях, чувствуется ироничное отношение Карла к недостаткам, фобиям и маниям людским.
Манера написания и страсть к теплому колориту, жирные мазки и многоцветие в картинах выдают автора. Все его труды отдают привкусом этюдности, что объясняется богатым опытом наблюдателя и любителя пленэрных зарисовок, правда с небольшим искажением. Карл любил разбирать свои полотна по крупицам, как бы раскрывая суть сюжетной линии — так, для простоты восприятия, по-дружески рассказывая анекдоты в картинах.
Несмотря на критику Академии художеств и косые взгляды сторожил живописного искусства той эпохи, Карл Шпицвег был любим, а творчество его приносило и приносит до сих пор радость даже самым заурядным созерцателям.
Скончался мастер в 77- летнем возрасте в собственной постели от инсульта, 23 сентября 1885 года в Мюнхене. Лишь спустя 20 лет талант его заслужил славы и внимания, благодаря выставке его картин по случаю юбилейной даты со дня кончины. Итог — наследие в полторы тысячи картин, набросков и акварели. А на его могиле постоянно цветут петуньи.