Все думают, что прошли те времена, когда миром правил матриархат.
А я вот сомневаюсь. Глядя на мир сегодня, становится понятным, что матриархат правит миром во многих странах, правда, не во всех странах это признано официально.
Достаточно посмотреть на семейные отношения и ценности. Согласитесь, что во многих семьях пусть и внегласной главой, но является жена. А во многих семьях жена гласно правит, ибо муж либо пьет, либо вообще настрогал детей и смылся в неизвестном направлении, оставив все на хрупких плечах. Да и женские плечи давно перестали быть хрупкими, хотя мужчины не перестают занимать правящие посты и зарабатывать больше. А женщин можно так же встретить на не менее важных постах, но их считают исключением. Это другая тема.
Однако, на планете есть народности, где очень хорошо прижился матриархальный уклад.
И пусть их не много, но они есть. Я представлю вам 6 народностей.
1. Минангкабау.
Эта народность населяет индонезийскую провинцию Западная Суматра. Численность ее около 4 млн человек.
Считается, что это крупнейший в мире социум с матриархальным укладом на сегодняшний день.
У минангкабау мать считается главной в семье, а потому все имущество она передает своим дочерям.
Хотя в политике и религии у минангкабау заняты мужчины, но правят ими женщины. Это и есть равноправие, как они считают.
В семьях тоже не мало интересного.
Ночи супруги проводят вместе, но рано утром мужья уходят в дома своих матерей. Там они занимаются различными делами, но не ведением хозяйства.
Дети мужского пола до 10 лет растут в материнском доме, а потом уходят в мужские общины, где учатся всему тому, что должен уметь представитель сильного пола, а так же постигают религиозные тайны.
Во главе рода минангкабау всегда стоит мужчина, но если он перестает справляться со своими обязанностями, женщины имеют право сместить его с должности и выбрать на его место другого. Мужчины в выборах не участвуют и от предложенной должности отказываться не имеют права.
2. Мосо
Самая известная народность на планете, в которой правит матриархат.
Живут они на территории китайских провинций Юньнань и Сычуань около границы с Тибетом.
Здесь нет семей как таковых, здесь отсутствует брак. Женщины сами выбирают себе партнеров, но не живут с ними в одном доме.
Их отношения можно охарактеризовать как «секс во время прогулки», а родившиеся дети живут с матерями в их домах. Отцы редко видятся с детьми и не принимают участие в их воспитании. Бывает и так, что женщина могла иметь несколько прогулочных или случайных связей, а потому точно не знает, кто отец ребенка. Мужчины в этой народности занимаются воспитанием детей, но только тех, которые принадлежат их матерям.
Мосо живут большими семьями, родословная ведется по женской линии, а традиции и наследство передают от старших женщин младшим. Женщины принимают все важные решения, отвечают за воспитание детей, у детей фамилия матери.
Китайское правительство непонятно почему считает, что мосо — это часть народности наси. Однако сами они считают, что это два совершенно разных этнических меньшинства как по культуре, так и по языку.
3. Аканы
Это настоящий этнос. Это более чем народность. Аканы населяют часть республик Гана и Кот-д"Ивуар.
У них типичный матриархат. Фамилии детям даются материнские, наследство делится между дочерями, женщины управляют обществом, но мужчины стоят у власти. Власть передается через женский пол, женщины и контролируют работу мужчин.
В этой народности мужчины заботятся не только о своих семьях и детях, но и о детях своих дальних родственниц, если они потеряли мужей.
Мужчины зарабатывают деньги, женщины их тратят по своему усмотрению.
4. Гаро
Они населяют индийский штат Мегхалай. Здесь так же ведущие роли отданы женщинам, хотя их общественный строй сложно назвать полностью матриархальным. У гаро государственными учреждениями управляют мужчины, они же распоряжаются крупной собственностью, но главой семьи все равно является женщина.
Эту должность передают по наследству младшей дочке, как и имущество рода.
В семьях гаро главная наследница выходит замуж последней из всех дочерей. Для наследницы семья без труда находит достойного мужа. А вот старшим сестрам-бесприданницам устроить супружескую жизнь бывает сложно.
Женихи достаточно часто сбегают от невест-бесприданниц и семьи, где дочери «на выданье» приходится насильно тащить женихов обратно в дома невест. Есть такие женихи, которые совершают не один и не два побега, а десятки. Иногда невесты смиряются с нежеланием парня жениться и отпускают его, но чаще добиваются согласия. После свадьбы новобрачные живут в доме жены, если отношения у них не складываются, брак расторгается с обоюдного согласия и без осуждения со стороны племени.
5. Наговиси
В южной части острова Бугенвиль, входящего в состав Папуа — Новой Гвинеи, живет племя наговиси, которым управляют женщины. О них стало известно относительно недавно, а их обычаи и традиции позволяют отнести общественный строй к матриархальному.
Здесь женщины принимают решения относительно родовых общин, именно они создают обряды и традиции и поддерживают их, устраивают церемонии рождения и погребения.
Основную часть времени женщины заняты работами на своих земельных участках, которые передаются от матери своим дочерям по наследству. Когда женщины племени выходят замуж, то земля важна так же, как и красота невесты и количество ее золотых украшений. Однако сексуальность ценится важнее всего. Правда, я так и не нашла информацию о том, как они ту самую сексуальность определяют. А свадеб у наговиси нет. Мужем и женой парень и девушка считаются с того момента, как они впервые вышли вместе работать в огород.
6. Брибри
Индейское племя брибри, численность которого составляет от 4 до 13 тысяч человек, живет в коста-риканской провинции Лимон.
Основой социального строя являются родовые общины до нескольких десятков человек. Во главе каждой общины стоит старшая женщина. Брибри живут в небольших поселениях по два-три дома. Недвижимость и земельные владения принадлежат женщинам и наследуются по женской линии.
Здесь только женщины имеют право готовить какао, который брибри используют в религиозных ритуалах.
А я вот читаю про все эти народности и их традиции и понимаю, что у нас совсем мало отличий.