"Смелость делают из хорошо дрессированной трусости."
В. Брусков.
Страх одна из самых сильных человеческих эмоций, сопровождающая человечество на протяжении всей его истории. Истоки и причина данной эмоции лежит в инстинкте самосохранения. С древности человек боялся хищников, голода, природных явлений, которые он не мог объяснить. Наконец, человек всегда боялся человека. Со временем страхи, причины которых лежали во внешнем мире, по большей части удалось преодолеть. Мы не боимся хищников (как воспоминание об этом страхе осталась боязнь темноты у детей), нам не угрожает голод и холод, мы не крестимся, как наши бабушки, во время грозы. Однако остается одна причина, которая не позволяет занести эмоцию страха в атавизмы, и причина эта в нас самих, точнее в той опасности, которая исходит от человека и направлена на человека. Войны и конфликты, от локальных до уличных, были, есть и будут в ближайшее время сопровождать нашу цивилизацию. При этом их источник, лежит в самом человеке. «Прекращение глобального напряжения привело к повышению того, что называют социальной температурой тем самым и к росту мелких конфликтов… Если же удается прекратить малый конфликт типа кавказского, увеличивается количество насилия на улицах». — С. Переслегин «Россия не может уйти с Кавказа». Все это порождает и поддерживает в нас эмоции страха, тревожности и выводит на первый план необходимость работы с ними.
Для детей и подростков в определенном возрасте разрешение конфликта не через компромисс или другие сравнительно цивилизованные варианты, а через конфронтацию, переходящую в силовое взаимодействие (проще говоря, драку) скорее правило, чем исключение. Реже, но тоже достаточно регулярно в подобные ситуации попадают и взрослые. Нет ничего хуже для самооценки человека, чем попасть в конфликтную ситуацию угрожающую его психике и здоровью неподготовленным к ней. Предупрежден, значит вооружен. Конфликтовать нужно учить, и к конфликту нужно готовить. Однако, конфликтологии как предмета в наших школах еще нет. Вообще занятия в аудитории не всегда могут помочь в данном деле в силу силового варианта развития событий. Для подготовки к подобным ситуациям больше подходят многочисленные секции и школы боевого искусства, как для детей, так и для взрослых. Естественно, что для этого методика подготовки подобных школ должна быть ориентирована на подготовку ученика к конфликту во всех его стадиях, начиная от разговора и кончая силовым взаимодействием, проще говоря дракой. Секции бойбо или каратэбики, где имитируются удары по воздуху под музыку, или секции ушу с долгими и непонятными большинству населения ритуалами, при всей экзотической привлекательности последних, для данной цели подходят мало.
Чем отличается конфликт от других видов человеческого общения? В конфликте создается угроза психологическому, а зачастую и физическому здоровью человека, что приводит к сильным отрицательным эмоциям, мешающим действовать адекватно ситуации. При этом наиболее типовыми эмоциями будут страх и агрессия, из которых наиболее опасен и непродуктивен страх. Палитра вариантов данной эмоции широка от легкого опасения до панического ужаса. Чем сильнее эмоция, тем меньше шансов на благоприятное разрешение конфликта. От чего зависит интенсивность данной эмоции? Как правило, в обыденном сознании интенсивность страха принято связывать исключительно с личными качествами характера человека. Проще говоря, трус человек или нет. При этом упускается из виду, что страх возникает не сам по себе, а как реакция на ситуацию конфликта. В разных ситуациях один и тот же человек ведет себя по-разному. Чтобы грамотно работать со страхом, нужно понимать причины и закономерности его возникновения. Обратимся к структуре конфликта.
Стандартные стадии развития конфликта:
возникновение конфликтной ситуации;
осознание конфликта;
конфликтные действия;
разрешение конфликта.
Разберем эти фазы подробнее:
Возникновение конфликтной ситуации. Последние сто-двести лет истории цивилизации характеризуются процессом урбанизации, то есть переселением людей из деревень в города, города, в свою очередь вырастают в мегаполисы. При этом, естественно, увеличивается количество контактов между различными, зачастую даже не знакомыми друг с другом людьми. Аристотель назвал город «единством непохожих». Непохожесть в наших городах есть, до единства пока еще далеко. Каждому человеку присущи собственные интересы, потребности и ценности и они не всегда совпадают с интересами, потребностями и ценностями других людей, что создает потенциальную базу для возникновения большого количества конфликтов.
Осознание конфликта. Когда конфликт становится реальностью для его участников идет субъективная оценка личностью средств и возможностей для обеспечения собственной безопасности и прогнозирование возможных путей развития конфликта. В зависимости от этой оценки и возникает страх в той или иной его степени. На субъективность восприятия влияют личные качества характера и багаж имеющегося опыта. Качества характера, соответственно поставленной нами задаче, можно свести к шкале храбрость — трусость. Опыт заключается в памяти на конфликтные ситуации, в которых участвовал конкретный человек, и различные варианты их разрешения.
Конфликтные действия могут быть двух видов: вербального и силового характера. Вербальные действия это выяснение отношений между участниками конфликта на уровне коммуникации, или, проще говоря, разговора. Силовые действия — переход конфликта в тактильную фазу — драку. Как правило, вербальные действия предваряют силовые и могут ими сопровождаться или нет. Силовые действия без вербальных случаются гораздо реже. Ударить человека без «выяснения отношений» достаточно сложно. На такое, как правило, идут либо патологические личности (отморозки), либо с целью преступления, что относится к разделу «криминала».
Разрешение конфликта. Сложно заниматься каким-либо делом, не имея ясной цели. Обратимся к классическому для военного дела определению Лиддел Гарта в «Стратегии непрямых действий»: «Цель войны — добиться лучшего, хотя бы только с вашей точки зрения, состояния мира после войны». По аналогии цель конфликта: добиться его разрешения на условиях лучших, чем были до этого.
Как видно из разбора стадий конфликта, решающей стадией для возникновения эмоции страха будет вторая. Чем менее уверен в себе человек, и чем меньшим количеством средств для своей защиты он располагает, тем большую силу набирает эмоция страха. В обратном варианте: чем более уверен в себе и своих возможностях человек, тем меньше страх. Если человек уверен в себе и в своей безопасности и видит все варианты разрешения конфликта, страха не будет. Так взрослый мужчина не испугается, если на него лезет драться 7 летний ребенок. В данном случае конфликт на лицо, но средств для обеспечения собственной безопасности у взрослого в избытке. Впрочем, взрослый может и испугаться, но не за себя, а за ребенка. Тот же самый мужчина почувствует легкую неуверенность в конфликте с худощавым подростком 15 лет потому, что если даже физически он превосходит его, то неизвестно, что припасено у подростка в карманах. Появление ножа может серьезно осложнить ситуацию. Конфликт с тренированным молодым парнем 25 лет, превосходящим по росту и весу нашего «испытуемого», вызывает опасения за собственную безопасность. При этом он вполне способен скрыть данную эмоцию и действовать адекватно ситуации. Наезд же компании из 6 — 7 опытных в дворовых конфликтах тинейджеров в темном переулке может привести к «полноценной» эмоции страха. Наконец, тот же самый мужчина может впасть в панический ужас, если нужно впервые вылезать из окопа под пули противника на войне. Офицер может сделать заключение, что данный солдат просто «трус», но, как мы показали, его эмоция продиктована не только личными качествами, но и ситуацией в которой он находится.
Оценка опасности ситуации практически всегда субъективна и зависит от характера конкретной личности. Человеку свойственно либо преувеличивать опасность, либо преуменьшать ее. Завышение опасности называется трусостью, реальное видение — храбростью, занижение опасности — безрассудностью. При этом трусость и безрассудность по сути две противоположные по знаку эмоции, приводящие к сходным результатам: действиям неадекватным ситуации.
Какие методы работы с эмоцией страха существуют? «Изобретать велосипед» нам не придется. История человечества это история воин, а любая война это угроза для личной безопасности человека. Более того, армия, где солдат начинает думать только о собственной безопасности, можно заранее считать проигравшей. С древности эмпирическим путем подыскивались методы борьбы со страхом, которые использовались при подготовке солдат.
Упрощенно эти методы можно свести к:
Обучению;
Глушению;
Замещению;
Переключению.
Обучение. Самый простой и естественный метод вытекающий напрямую из нашего положения о страхе, как эмоции возникающей при субъективной оценке недостаточности средств и возможностей для обеспечения безопасности личности. Дайте человеку эти средства и возможности и, если страха не удастся избежать совершенно, то, по крайне мере, его можно ввести в приемлемые рамки. В ситуации, когда боец боится вылезти из окопа в атаку, самым логичным было бы научить его не бегать в полный рост под пулями, а передвигаться, используя местность как средство защиты. Естественно, что это должно отрабатываться заранее, а не на поле боя. В «мирной» жизни личности придает уверенность знание определенных техник и приемов как вербального, так и силового взаимодействия. Особенно это эффективно, если дается во взаимодействии друг с другом.
Субъективность «лечится» знанием и пониманием реальной опасности конфликтной ситуации для индивида. Опять-таки именно тренировки и, особенно, контактные спарринги могут дать реальное знание степени опасности, которой подвергается человек, попавший в конфликтную ситуацию. Можно очень долго говорить ученику, что удар в голову по линии волос не несет разрушительных последствий, но гораздо продуктивнее, когда он понимает это сам, на собственном опыте работы.
Минус данного подхода: на подобные результаты нужно значительное время для доведения подобных техник и умений до уровня навыков, применимых в критической ситуации.
Глушение. Самый простой и доступный способ, заключающийся в том, что эмоция страха глушится наркотическими и алкогольными препаратами. «Пьяному море по колено!» — народная характеристика подобного феномена. Традиция использования данных веществ на поле боя уходит корнями в глубокую древность. В Скандинавии воины пили отвар из мухоморов, породив известный всему миру феномен берсерков, на Востоке использовали гашиш и другие наркотики, в России перед боем солдатам выдавали водку.
Недостаток глушения в том, что, заглушив эмоцию страха, подобные препараты начисто лишают человека возможности правильно оценивать ситуацию и действовать адекватно обстановке, переводя эмоцию страха в свою противоположность — бесшабашность. Кроме этого характерно привыкание к данным препаратам, что требует постоянного увеличения дозы.
Замещение. Эмоция страха замещается либо подобной, либо другой по сущности, но более сильной эмоцией. Первый вариант лучше всего характеризует классическое высказывание прусского короля Фридриха: «Солдат должен бояться палки капрала больше, чем неприятеля!» В ситуации, когда солдат не может подняться в атаку, офицер выхватывает оружие и цедит сквозь зубы: «Пристрелю, как собаку. В атаку б!!!» И солдат выскакивает на бруствер окопа, так как под пулями противника можно уцелеть, а здесь, если не пойдешь в атаку, пристрелят в любом случае. Подобная практика применяется и в боевых искусствах, когда обучение ставится таким образом, что ученики боятся тренера больше, чем соперника на ринге (ковре).
Во втором варианте страх замещается более сильным чувством, типа любви к Родине, идеи расового, классового или любого другого превосходства, родовой и сословной чести у знати. При всей разности данных идей у них есть общий психологический знаменатель: человек с его инстинктом самосохранения становится для самого себя чем-то неважным по сравнению с данной идеей. Для того, чтобы подобные идеи работали, они должны входить в сознание с детства. Любовь к Родине естественна для традиционного менталитета и «впитывалась с молоком матери». Тоталитарная агитация пронизывала всю систему обучения человека, начиная с момента, когда он начинал понимать речь. «Приходя в детский сад, человек уже поступает к нам в обработку» — как говорил доктор Геббельс. Аналогично, в аристократических семьях с детства внушалось, что родовая честь дороже жизни.
Более мягкой формой замещения можно считать ценностно-ориентированное воспитание основанное на чувствах достоинства, храбрости, мужественности и так далее. В любом случае эти идеи должны быть органической частью школьного и семейного воспитания.
Минус данных методов в том, что подобные идеи может внедрить в сознание либо ценностно-ориентированное традиционное общество, либо система определенного государственного или семейного воспитания. Внушать эти идеи психически сформированному индивиду 16 — 18 лет, как правило, уже поздно.
Переключение. Сущность данного метода заключается в том, что внимание человека переключается с эмоции страха на выполнение определенных, как можно более простых задач. На этом основана вся методика отдачи и исполнения приказа. Как говорили в немецкой армии: «В первую очередь солдат обязан выполнить приказ, если есть варианты выполнения приказа нужно выбрать тот, при котором солдат останется жив». На практике это выглядит как последовательность действий: «Вылезти из окопа и перебежками двигаться в направлении одиноко стоящего дерева!» В той же плоскости лежат многочисленные ритуалы, которыми так увлекались в европейском средневековье и которыми до сих пор богаты восточные боевые искусства. Боец так сосредоточен на правильности выполнения приказа или ритуала (три шага, поклон под определенным углом), что не думает о грозящей ему опасности.
Практика отдачи приказа требует пары: человека, умеющего сформулировать задачу в виде четкого и ясного приказа (командира, тренера) и человека (солдата, бойца) тренированного на выполнение данной «инструкции». Тренировка может идти одновременно с выработкой навыков поведения в кризисных ситуациях, а может и отдельно. В первом случае, по команде отрабатываются движения и приемы необходимые бойцу в критической ситуации (прямой удар в подбородок, передвижение ползком). Во втором случае: строевая подготовка в армии или выполнение под счет формальных упражнений в секциях боевых искусств.
Минус переключения в том, что при отсутствии человека отдающего приказ, подчиненный может растеряться и не знать, что ему делать. Так, уничтожив офицеров, почти любую армию можно превратить в толпу вооруженных людей. А опытный профессиональный спортсмен, привыкший полагаться на решения тренера, теряется в ситуации на улице. Кроме того, излишняя тренировка в выполнении приказа подавляет личную инициативу солдата или бойца, особенно в случае резкого изменения обстановки, что весьма характерно для динамичных по своей природе конфликтов.
Мы как-то забыли упомянуть про психотехники, описанием которых пестрят книги по восточным стилям и которые со 100% гарантией делают из любого человека непобедимого и неподверженного стаху воина, подобно зеркалу адекватно воспринимающего все измения вокруг, не впадая в рассуждения и оценку и, в результате, разметающего на своем пути легионы противников не моргнув и глазом. При этом хочется заметить, что человек существо комплексное. У него нельзя просто убрать одну эмоцию, не затрагивая при этом все остальные. Подобные психотехники существуют, но основываются на полной перестройке психики человека и, более того, стирании его личности. В результате человек как таковой пропадает превращаясь в будду, боддисатву, пророка, воина духа — термин можно подобрать по-своему вкусу. Мало кто из адептов мечтающих о неуязвимости готов к такой тотальной перестройке и еще меньше тех, кто прошел ее не закончив свой путь воина в ближайшем дурдоме.
Какие из вышеназванных методов работы со страхом применимы при работе в секциях боевого искусства с детьми и взрослыми? Не стоит боятся подходов разработанных на полях сражений. Сходные эмоции, продиктованные сходными по сущности ситуациями, требуют аналогичных методов. При этом никто не собирается делать из детей (и взрослых) солдат. Так всемирное движение бой-скаутов родилось из использования навыков полевой подготовки солдат английской армии во время англо-бурской войны, что совсем не сделало солдат из английских школьников.
Общий вывод: Основу подготовки должны занимать методы «обучения», они самые долгие по времени подготовки, так как все реакции должны быть доведены до уровня рефлексов, но же самые надежные и верные. Методы «замещения» могут помочь. Воспитание в духе достоинства, храбрости и мужественности дает результат, если являются частью ценностно-ориентированного воспитания с детства. «Переключение» — де-факто, используется в школах боевых искусств в форме ритуалов и формальных комплексов. О минусах было сказано выше. Методы «глушения» можно отвергнуть, как наносящие вред психическому и физическому состоянию человека.