Печальный комик: что случилось с актером Сергеем Филипповым
25 лет назад в Ленинграде умер один из самых ярких комедийных актеров советского кино — Сергей Филиппов. Всю жизнь мечтавший о больших драматических ролях, актер их так, по большому счету, и не дождался — зато навсегда запомнился миллионам зрителей десятками эпизодических комедийных ролей.
Увидев Филиппова на экране, не рассмеяться невозможно. Впрочем, несколько заезженная фраза «Чем талантливее и ярче актер веселит на экране, тем грустнее его жизнь» — абсолютно применима к знаменитому актеру.
Танцор и хулиган
Филиппов родился в Саратове в 1912 году. Отец — слесарь, мама — портниха. По воспоминаниям, отец обладал необыкновенной силой — запросто гнул подковы руками. В 1914-м он ушел на фронт, и воспитанием Сергея занялся его дядя.
В школе Филиппов учился неважно, был хулиганом, и в 16 лет его исключили — за эксперимент, проведенный в кабинете химии. Всю школу заволокло едким дымом — пришлось остановить занятия и эвакуировать всех учеников.
Еще подростком Филиппов перепробовал много профессий, от пекаря до плотника — а потом внезапно оказался в балетной студии. В балете у актера обнаружились незаурядные способности, и в 1929-м, по совету преподавателя, он поехал в Москву — поступать в училище при Большом театре. Чтобы купить билет, Сергей продал рабочие инструменты — рубанок и топор.
К экзаменам Филиппов не успел, и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум в Ленинграде, куда и был принят. Ленинград стал для провинциала родным городом — он прожил там до самой смерти.
Карьера в балете оказалась очень короткой — во время его четвертого спектакля артисту стало плохо с сердцем, и он потерял сознание прямо на сцене. Врачи настоятельно рекомендовали Филиппову уйти из балета: «Иначе в другой раз вы просто умрете».
Жизнь после Марса
Сергей решил пойти в эстрадный театр-студию, где тоже поначалу главным образом танцевал — но теперь, чтобы веселить публику. Во время выступления на одной из ленинградских эстрадных площадок его заметил театральный режиссер Николай Акимов. Разглядев в нем потенциал комического актера, Акимов предложил Сергею перейти в Театр комедии. Коллеги-артисты театра вспоминали о необычном эффекте, который Филиппов производил на зрителей — видя его на сцене, они сразу же буквально начинали умирать от хохота. Актер обладал яркой внешностью, долговязый, пластичный, с вытянутым лицом и богатой мимикой, он играл очень органично — однажды, находясь в образе голодного слуги Осипа из «Ревизора», он увидел пролетающую муху, схватил и съел ее.
В театре Филиппов не любил долгих репетиций, часто пропускал их, иногда приходил на спектакль пьяным — за что в результате и был выгнан Акимовым.
В кино актер дебютировал в 1937-м — он сыграл в картине «За Советскую Родину», но популярность пришла к нему в 50-е — сначала была роль дрессировщика Алмазова в «Укротительнице тигров», затем — лектора в «Карнавальной ночи», в которой актер произносит знаменитый монолог «Есть ли жизнь на Марсе…». Сцена, прославившая актера, имела сложную предысторию — Филиппов явился на съемки пьяным, и молодой режиссер Рязанов поначалу обрадовался: играть ему нужно было как раз напившегося героя. Но игра не удавалась — впустую отсняли множество дублей, и Рязанов прогнал актера, даже решив вычеркнуть роль из сценария, но тот пришел через несколько дней, уже трезвым, и, уговорив Рязанова дать ему второй шанс, уже блестяще справился с ролью.
С самого начала Филиппов специализировался на эпизодических ролях злодеев, неоднократно играл нацистов в военных фильмах, бандитов, жуликов. Актер мечтал о больших драматических ролях, но его внешность, типаж не давали ему выбраться из гротескного образа. Филиппов исполнял опасные трюки без дублеров. На киносъемках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми.
Актер «в рязановском ключе»
Филиппов сотрудничал с Рязановым до 61-го года — тогда между актером и режиссером произошел крупный конфликт, подробности которого они не разглашали. Но и без Рязанова у Сергея не было отбоя от ролей: режиссеры любили использовать его «в рязановском ключе», и в какой-то момент стало сложно представить себе комедию, в которой хотя бы в маленьком эпизоде не появился Филиппов.
В личной жизни у актера все складывалось не столь гладко. С первой супругой актер прожил 15 лет — пока она не эмигрировала в Америку, забрав с собой их сына. Филиппов воспринял этот отъезд как предательство. Он стал замкнутым и раздражительным, отдалился от друзей, его стала тяготить популярность.
В 70-е Филиппов много снимался у Гайдая. В 1970-м он получил предложение сыграть Кису Воробьянинова в экранизации «12 стульев». Актер тогда уже серьезно болел и с трудом запоминал текст роли, но играл настолько ярко, что в процессе съемки Остапа пришлось заменить — не очень выразительно смотревшегося на его фоне Александра Белявского сменил Арчил Гомиашвили. Затем, в 1973-м, Филиппов отметился ролью шведского посла в «Иван Васильевич меняет профессию».
Последние годы
Вскоре у Филиппова была обнаружена опухоль головного мозга. Ему сделали операцию, в результате которой была удалена часть теменной кости. Шрам на голове актер прикрывал или беретом, или кепкой. В разговорах с друзьями он часто шутил: «Вот Екатерина Фурцева говорит, что Сергей Филиппов дурак, а у меня сколько мозгу вынули — а я все умный!».
Серьезным ударом для актера стала смерть его гражданской жены — писательницы Антонины Голубевой, с которой они много лет прожили вместе. Голубева была старше его на 13 лет. Филиппов называл ее Барабулькой и немного побаивался. Близкие к семье люди говорили об их необыкновенных отношениях.
Голубевой не стало в 1989 году. На страшный удар наложились безработица, затем нищета, тотальное одиночество и усугубившаяся болезнь. Актер умер спустя год, от рака, в своей квартире. Филиппов был похоронен на Северном кладбище, рядом с Голубевой.