Фра Бартоломео — флорентийский живописец
Бартоломео (Fra-Bartollommeo ди Сан-Марко, собственно Баччио делла Порта) (1469, Савиньяно, Тоскана- 1517, Флоренция) — один из выдающихся представителей флорентийской школы живописи. Первым его учителем был Козимо Росселли; дальнейшим своим творческим развитием Фра Бартоломео обязан изучению произведений Леонардо да Винчи. Уйдя от Козимо Росселли, он с великим рвением принялся изучать творения Леонардо да Винчи и в короткое время сделал в колорите такие успехи и так продвинулся вперед, что приобрел известность и стал почитаться одним из лучших среди молодых художников в отношении как колорита, так и рисунка.
Работал он в сообществе с Мариотто Альбертинелли, который в короткое время отлично усвоил его манеру, и вместе с ним выполнил много картин с изображением Богоматери, которые рассеяны по всей флоренции, но говорить о них всех было бы слишком долго.
Ревностный приверженец Савонаролы, Фра Бартоломео после трагической кончины последнего в 1500 г. поступил монахом доминиканского монастыря Св. Марка во Флоренции и надолго отказался от искусства, к которому, однако, вернулся впоследствии.
Положительное влияние оказал на Фра Бартоломео молодой Рафаэль, прибывший в 1504 г. во Флоренцию. В свою очередь Рафаэль познакомился с творческим опытом значительно более зрелого Фра Бартоломео, в особенности в отношении колорита. Оба мастера до конца жизни были связаны узами тесной дружбы.
Во Флоренции находятся большинство его работ, в особенности в галерее Палаццо Питти: изображение евангелиста Марка и «Воскресение». Обе картины отличаются возвышенностью замысла и красотою исполнения. Во флорентийской академии хранятся фрески Фра Бартоломео, в Лукке находится его «Madonna della Misericordia», в Безансоне другая, не менее замечательная по исполнению, «Мадонна», и, наконец, в Вене, в Бельведере, хранится одно из лучших его произведений — «Введение во храм». Характерными чертами этого мастера следует признать искренность чувства, возвышенное настроение и изящную простоту, соединенную с наивностью.
Будучи монахом Фра Бартоломео несколько лет не занимался живописью и лишь около 1504 вновь взял в руки кисти. В своих работах художник создавал величественные композиции. Его образы были спокойны и значительны. Мастер органично переживал в своем творчестве новые явления, сохраняя художественную индивидуальность. В искусство Флоренции он внес заметный вклад. Иногда Фра Бартоломео называют создателем нового типа монументальной алтарной картины. Фреска «Мадонна с Младенцем» была исполнена мастером в его монастыре. Спокойная, широкая манера, присущая этой работе, характерна в целом для творчества Фра Бартоломео.