Написать о «Красной Шапочке» я собирался давно –лишь на первый взгляд сюжет этого произведения прост, а мораль понятна. На самом же деле история жутко темная и совсем не детская.
Я не первый, кто берется за анализ этой сказки. Но в известных интерпретациях я не обнаружил ответов на все принципиальные вопросы, а на некоторые из вопросов нашел ответы неверные, поэтому решил рассказать о своих размышлениях, поисках и находках.
Не претендуя на абсолютную истину, но с целью приблизиться к ней.
Груз стереотипов
Во всех толкованиях «Красной Шапочки» вы найдете одну устойчивую идею — сказка представляет собой предостерегающую аллегорию на историю сексуального соблазнения.
Красная шапочка — девочка. Волк — мужчина.
И это не обсуждается.
А напрасно…
Есть традиционный взгляд, представляющий волка коварным соблазнителем, а девочку — жертвой. Эрик Берн предложил альтернативный подход, поменяв их роли местами и заметив, что соблазнительницей является сама девочка, посылающая сигналы своей «красной шапочкой» и откровенно инструктирующая волка о месте проживания бабушки. Этот вариант сейчас не менее популярен, чем традиционный. Но смена ролей не имеет принципиального значения. Потому что само толкование пары Шапочки и волка, как девочки и мужчины, для привычного нам, устоявшегося варианта текста является некорректным. И я объясню почему. Более того, такое толкование крайне наивно и нелепо в своей наивности.
В этой истории все намного интереснее.
Чтобы понять это, давайте рассмотрим всех персонажей, структуру сюжета и значение символов. А начнем — с самого начала — с мамы героини.
Роль мамы
Роль мамы в этой сказке отнюдь не эпизодическая, а очень даже ключевая. Именно мама является спусковым крючком всей истории.
Что делает мама? Она выдворяет девочку из своего дома и отправляет к бабушке, живущей в лесной глуши. С какой целью? Формально — отнести пирожки и горшочек масла. Хотя опасности леса матушке хорошо известны.
Это первый ключ, никак не учитываемый в концепции «история соблазнения».
Где отец?
В сказке вообще не фигурирует отец. Есть мама, есть девочка, есть бабушка. Но нет отца. Если бы эта пустота была случайной, за века существования сказки она заполнилась бы. Но отец за более, чем шесть столетий, так и не объявился. Значит его отсутствие — еще один ключ.
Т. е. мама и дочка живут вдвоем. Личная жизнь мамы или не устроена вовсе, или же, скажем так, неофициальна и скрываема. При этом бабушка вытеснена за пределы дома и уже не мешает. А вот присутствие девочки или даже ее ревность вполне могут быть серьезной помехой. К тому же девочка растет, взрослеет и близится момент, когда она перестанет быть просто дочерью, а сама станет женщиной, более молодой и привлекательной. Т. е. возможна и зарождающаяся неосознаваемая ревность со стороны матери. Не будем отметать и пуританские опасения мамы, что созревающая дочка наделает глупостей, «залетит», повторит ее судьбу, разрушит свое и без того зыбкое будущее. Но такие охранительные переживания могут быть скорее предлогом, нежели истинным мотивом выдворения дочери.
Эта вариативность не принципиальна. Вы можете выбрать ту версию, которая вам ближе. Главное, что объединяет все эти мотивы, — между матерью и дочерью существует скрытый, не вполне осознаваемый, конфликт, который и приводит к выдворению дочери.
И возникает главный вопрос истории-почему мама отправляет дочь прямиком в лапы к волку?
Казус волка
Волк… С волком беда полная. Фигура волка оказывается вспоротой, выпотрошенной, но так и не понятой.
Ведь, если волк олицетворяет собой опасного мужчину, зачем мама толкает девочку в его лапы?
Ответ на эту загадку есть. И чтобы увидеть его, нужно разобраться в сущности самого волка.
Главная ошибка понимания волка во всех популярных интерпретациях -безусловное восприятие его как мужской фигуры. Никто не ставит это под сомнение.
Но если разобраться, выясняется, что персонаж волка обладает ключевыми свойствами женского архетипа, и не обладает свойствами мужского. Т. е. волк -вовсе не мужской образ, он не имеет признаков фалличности и не совершает действий, которые можно отнести к сугубо мужскому проявлению.
Что он делает с жертвами? Он их проглатывает целиком. Не разрывает на части зубами, не вспарывает когтями, а просто глотает, поглощает собой. В образе волка подчеркнуто проявляется вагинное свойство- поглощение.
Жертвы, оказавшись в чреве волка, наделяют его еще одним женским качеством — способностью вынашивания в чреве.
Кроме того, волк несет смерть. Смерть, могила, как земное лоно, — это тоже проявление женского архетипа. Волк в нашей истории- это еще и мать сыра земля.
Если волк -женское начало, а не мужское, то какова его рольв сюжете, что он символизирует? Ответ есть в самой сказке…
У меня тоже была бабушка
Ключевой эпизод для понимания структуры персонажей наступает, когда Красная Шапочка приходит к бабушке и видит в ее постели вовсе не волка, который лежит там, а… бабушку. Почему? Да потому что волк — это и есть сама бабушка. Точнее, ее архетипическое проявление.
Бабушка символизирует умершее женское либидо. И бабушка в образе волка символизирует саму смерть. Не только климакс, но и физическое умирание.
Мимикрия волка под бабушку — это не маскировка, а ровно наоборот — проявление того, зачем мать отправила Шапочку именно к бабушке — спрятать подальше ее пробуждающееся либидо — те самые пирожки.
Пирожки и горшочек масла
Вообще, символизм всех предметов прямолинеен и прост. Пирожки — образ женского начала. Не только в визуальном сходстве, но и в способности нести в себе бремя.
Головной убор красного цвета — начало детородного цикла. Эрих Фромм говорил об этом артефакте, как о менструальном символе. По сюжету шапочка появилась у девочки за несколько лет до описываемых событий. Встречается и толкование красной шапочки, как символа уже начавшейся половой жизни, потерянной девственности. На мой взгляд оно радикально и плохо соотносится с другими ключевыми моментами истории.
Горшочек масла — стремление закрыть женское начало от внешнего мира. Буквально закупорить его, изолировать.
Возвращаясь к главному вопросу
Теперь окончательно понятна мотивация матери, отправившей дочь в глухой лес. Там, вдали от мужских глаз, в домике бабушки, девочке предстоит спрятать, похоронить свое пробуждающееся либидо, свое женское начало. И одновременно дать матери свободу для построения собственной жизни.
И цель достигается — волк съедает Шапочку — бабушка забирает, поглощает девочку.
Точнее — цель почти достигается. Ведь на сцене появляются…
Дровосеки или Охотники
Исторически в качестве спасателей сначала появились дровосеки с топорами. В более поздних вариантах они оказались уже охотниками. Каков их образ и в чем его смысл и символизм?
Дровосеки и охотники- олицетворение мужского архетипа. Именно они, а не волк. Почувствуйте разницу.
Во-первых, у них есть топоры или ружья! Этой откровенной фалличности уже достаточно, чтобы закрыть все вопросы об их ключевой мужской роли в этой истории. Ведь топоры и ружья становятся главным инструментом спасения девочки.
Во-вторых, они вспарывают волка, что так же является особенностью мужского архетипа — проникать внутрь, «вспарывать».
И наши охотнички-дровосеки не упускают возможность вернуть к жизни нашу взрослеющую девочку — Красную Шапочку…
Что это значит?
Картина непоправимого спасения
Суть «спасательной операции» теперь настолько интуитивно понятна, что почти требует разъяснений… Но все же.
Если есть сомнения в «непоправимости произошедшего», в сказке есть еще один ключ — сам волк. Точнее — его живот. В структуре мифа пребывание героя в чьем-то чреве всегда отражает трансформацию героя, обретение нового состояния, необратимые изменения, перерождение.
Вот и Шапочка, попав в чрево волка, как в могилу, была обречена на изоляцию, на поглощение мертвым женским началом. Но была спасена путем… вспарывания. И вышла на белый свет преобразившись, в новом качестве. Т. е. вышла женщиной.
И кто же теперь в этой сказке истинный соблазнитель девочек? Правильно — рассекающий топоромдровосек и стреляющий из ружья охотник.
Сняв очки наивности, взглянем теперь на всю историю целиком.
Что произошло на самом деле
Перед нами семья, состоящая из трех поколений женщин, в которой нет явного присутствия ни одного мужчины. Мать, живущая без мужа и в одиночестве воспитывающая дочь. Бабушка, выселенная в глушь, дабы не мешала и не отвлекала своим умиранием. Дочь, у которой начались первые менструации. Разрастающийся конфликт матери и дочери, приводящий к решению матери выдворить девочку к бабушке под предлогом заботы о старом и больном человеке. Там, в глуши, девушка оказывается обреченной жить, взрослеть, превращаться в старую деву.
Мать убеждает себя, что так будет лучше для самой дочери, хотя ее мотивы обусловлены стремлением наладить собственную жизнь.
Но случается непредвиденное, появляется мужчина — охотник до женских прелестей — который успешно «вскрывает» Красную Шапочку из бабушкиного заточения. И Красная Шапочка сразу же возвращается к жизни, радостная и счастливая. Ну еще бы…
Кстати, а что случилось с бабушкой?
Судьба бабушки
Как известно, дровосеки спасают не только девочку, но и саму бабушку. Более того, спасение происходит не иначе, как через физическое проникновение внутрь волка. А волк… — это и есть бабушка. Может быть, она не так уж и стара… И раньше времени сама себя похоронила, пока не встретила охотника, который разглядел в ней живое женское.
Волка, как темное проявление бабушки, не просто убивают, его живот набивают камнями. Не что иное, как образ могилы, которую нужно засыпать, закрыть. Победа живого над мертвым.
Бабушка тоже возвращается к жизни. Дровосеков ведь обычно двое. Вот такие пирожки.
Почему же тогда возникло доминирование идеи, что именно волк является мужчиной и соблазнителем? Тут важно понять, как сказка менялась во времени.
История «Красной Шапочки»
Сказка известна как минимум шесть столетий. И в сохранившихся старых письменных записях никаких дровосеков не было. Волк никого не глотал целиком, он разрывал бабушку на запчасти, дожидался Красную Шапочку, угощал ее кусочками бабушки, убивал кошку, как свидетеля, просил девочку снять одежду и лечь рядом с ним, после чего съедал. И на этом сказка завершалась совершенно трагически. Поскольку устный пересказ был тогда основной формой существования историй, то нередки были случаи, когда рассказчик позволял девочке удрать в последний момент и избежать страшной участи. Так возник альтернативный, более счастливый конец. Независимо от того, заканчивалась ли сказка плохо или относительно хорошо, мораль ее была проста и предостерегала маленьких девочек именно от неосторожных разговоров с незнакомыми мужчинами.
Сказка менялась и в устных пересказах, и в письменных редакциях. Литературную обработку сделал Шарль Перро, позже — братья Гримм. Именно после их обработки появились дровосеки и счастливое спасение девочки вопреки ее поеданию волком. С этого момента и возникает вариант, известный нам.
Нопри кажущемся сохранении основной идеи, эти изменения трансформировали и смысл сказки, и символизм ее персонажей. Возникла совсем иная структура символов и образов. Из нравоучительной истории трагического соблазнения получилась другая история, в которой сексуальная активность является спасением героини он заточения и умирания. Пытаясь сделать сказку более гуманной и более приличной, братья Гримм перевернули ее моральные установки на противоположные, сами этого не заметив. Прекрасная иллюстрация к тому, как искусственное морализаторство разоблачает само себя, отражая потаенный внутренний мир прежде всего морализатора.
Справедливости ради нужно заметить, что неожиданно проявившиеся смыслы на самом деле изначально были заложены в старом варианте сказки. Ведь, даже если убрать дровосеков и нарисовать волка откровенным маньяком, не исчезнут главные вопросы: почему мать выдворяет девочку и в чем заключается их конфликт, неприметный на первый взгляд?
Postscriptum
Уже закончив работу над материалом, я продолжал выискивать незамеченные мной, упущенные трактовки этой сказки. И нашел вот что.
В текстах Марии-Луизы фон Франц, работавшей с Карлом Юнгом и занимавшейся в т. ч. психологической интерпретацией сказок и мифов, нашлось упоминание «Красной Шапочки». К сожалению там нет полного анализа всей сказки. Но в своей работе «Феномены тени и зла в волшебных сказках», рассматривая образ волка в разных сказках, она пишет:
«…в сказке „Красная Шапочка“ бабушка, Великая Мать, хочет целиком проглотить маленькую Красную Шапочку, но приходит охотник…»
«…волк становится частью темной фемининной богини и ее темной натуры».
Т. е. даже не погружаясь в полный анализ сказки, фон Франц приходит к заключению о женской природе образа волка в «Красной Шапочке», т. е. к тому же выводу, который побудил меня описать свои поиски смыслов.