Тонкая эротика XIX века. «Олимпия» Эдуарда Мане
Впервые «Олимпия» была представлена на Парижском салоне в 1865 г. (написана в 1863)
и вызвала неописуемый скандал. Картину обвинили в аморальности и оскорблении вкуса культурной публики, которая хохотала и тыкала в «Олимпию» тростями и зонтиками — так что для сохранности полотна администрация приставила к нему вооруженную охрану.
Никогда и никому ещё не приходилось видеть что-либо, более циничное, чем эта «Олимпия», — писал современный критик. — Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, на кровати. Её руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений.
Олимпия — героиня романа А. Дюма «Дама с камелией». Моделью для картины послужила любимая натурщица Мане Викторина Мёран, изображенная им в «Завтраке на траве» и других полотнах.
«Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества. И Венера Урбинская, и Олимпия изображены в домашней обстановке; как и на картине Тициана задний план «Олимпии» Мане чётко разделён на две части вертикалью в направлении лона лежащей женщины. Обе женщины одинаково опираются на правую руку, у обеих женщин правая рука украшена браслетом, а левая — прикрывает лоно, и взгляд обеих красавиц направлен прямо на зрителя. На обеих картинах в ногах у женщин расположился котёнок или собачка и присутствует служанка. Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве».
Прямой и открытый взгляд обнажённой Олимпии уже известен по «Обнажённой Махе» Гойи, а контраст между бледной и тёмной кожей уже обыгрывался в картине «Эстер» или «Одалиска» Леона Бенувиля 1844 г., хотя на этой картине белокожая женщина одета. К 1850 г. в Париже также получили широкое распространение фотографии ню лежащих женщин.