Папа заставлял маленького Бетховена играть на фортепиано по пятнадцать часов в день, Ньютона мать забросила после того, как вышла повторно замуж и родила еще троих детей, а Тургенева регулярно били. О самых популярных рецептах воспитания будущих вундеркиндов, или чем теория отличается от практики.
Вопрос «как вырастить из ребенка гения» хоть и обсуждается чаще прочих, но до сих пор остается риторическим: вечно ведутся дискуссии, снимаются фильмы, пишутся книги, спорят родители и педагоги. Ворох мнений, но кого слушать, если уж настроился вырастить эпическую личность? Можно, конечно, угадать, воспользоваться методом исключения, вычислить вероятность по классической формуле, в крайнем случае подключить кофейную гущу. Но разумнее всего собрать круглый стол, полный настоящих экспертов. Тех самых, которые действительно знают, как это провернуть и готовы делиться опытом.
Подготовка
Талант нынче в тренде, куда ни глянь — всюду растят маленьких Эйнштейнов. Методов тысячи, но если почитать программы большинства школ, уделяющих особое внимание творческому развитию личности, становится понятно, что родоначальника нужно искать в Японии. Знаменитый Масару Ибука, основавший компанию Sony, однажды сменил амплуа и ударился в обучение. Он создал ассоциацию раннего развития и школу обучения талантов, а также разработал теорию воспитания младенцев. В своих советах Ибука по-японски сдержан и точен, ничего лишнего, только самое основное: до трех лет надо успеть все. Научить малыша плавать, играть на скрипке, вести себя в обществе, развить у него интуицию.
Масару Ибука утверждал: повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка. А еще говорил о том, что ребенку полезно бывать с бабушкой и дедушкой, при нем нельзя ссориться, важно окружать малыша лишь тем, что будет вызывать приятные ассоциации и чаще брать его на руки.
В середине прошлого века тема была революционной, но Ибука сумел убедить общественность в том, что его теории верны. Постепенно не только родители, но и специалисты, сами посвятившие немало времени изучению детской психологии, начали прислушиваться к его советам. Например, Гленн Доман, известный американский врач-физиотерапевт, долгое время изучавший развитие детского мозга, был уверен, что труды Масару Ибуки должны прочитать в каждой семье.
Те же идеи, только другими словами, описала в своих педагогических теориях Мария Монтессори. Сходились авторы в том, что активнее всего мозг развивается в самом раннем возрасте.
В нашей стране идею быстро взяли на вооружение. Она прижилась, пустила корни и до сих пор плодоносит. В крупных городах школы раннего развития, грозящиеся вырастить сверхчеловека, по сей день множатся в геометрической прогрессии.
Безусловно, все эти учения и теории возникли не на пустом месте. В основе каждой — труд, опыт, личности и судьбы. Однако ученики Масару Ибуки или выпускники современных школ обучения талантов уже успели вырасти, но вешать на кого-то из них ярлык гения, пожалуй, рановато.
Наверное, единственные, кто может выступать в этой области экспертом — родители признанных гениев.
Меньше денег
В семьях многих будущих гениев с финансами был полный швах. Например, десятилетний Уолт Дисней и представить себе не мог, что создаст рай для детей следующих поколений: для него самого слово «удовольствие» было довольно абстрактным понятием. Мальчик разрывался на части: школа, работа, домашние дела. С раннего утра он бегал по окрестностям, разносил соседям газеты, а в школу приходил в надежде выспаться. С учебой, соответственно, дела на лад не шли. Диснея объявили одним из самых тупых в классе и собрались исключить, но нашелся человек, не давший парню скатиться на дно. Один из учителей заметил тягу Уолта к рисованию и посулил должность редактора школьной газеты при условии сносной успеваемости. Мотивация оказалась что надо: через некоторое время «самый тупой» подтянул хвосты и начал рисовать. Выходило настолько ловко, что вскоре за его карикатуры начали предлагать деньги. Все силы Дисней бросил на рисование, а что из этого получилось — известно всем.
В семье Маргарет Тэтчер с деньгами было получше. Жили неплохо, семья владела двумя бакалейными лавками. Но папа ежедневно говорил о своем низком статусе и плачевном финансовом положении, убеждая дочерей, что вся его бедность возникла из-за недостатка образования, а выбраться наверх может помочь только учеба. Младшая дочь заучила этот урок как «Отче наш». Всю свою школьную жизнь она зубрила без остановки, читала, решала и всячески самообразовывалась, не выделяя времени ни на танцы, ни на развлечения. В итоге ни подруг, ни друзей, о юности вспомнить нечего — одна учеба. Зато папа гордился, а позже и весь Туманный Альбион.
Чаще спорить
Те, кому довелось родиться в сравнительном финансовом благополучии, располагали, видимо, большим количеством свободного времени. Его хватало, например, на ссоры с родителями. Выходит, что разного характера конфликты поколений — важный элемент в воспитательном процессе. Если, конечно, речь идет о будущем гении.
Папа Николы Теслы и слушать не хотел ни о каких открытиях, трансформаторах и токах. Он давным-давно продумал судьбу своего сына: Никола пойдет по его стопам и станет священником. Восхитительный план! Тесла пытался сопротивляться мирно: объяснил папе, что сфера его интересов несколько иная. Бесполезно. Аргументировал, что так его жизнь получится в разы счастливее. Снова нет. Оказавшись в действительно отчаянной ситуации, Тесла пошел на хитрость. Его подкосила довольно популярная в то время холера. Врачи разводили руками и советовали присматривать место на погосте. Но отец надежды не терял, подбадривал сына как мог, все время находился рядом. Во время одного из приступов, когда все думали, что мальчик умирает, папа не сдавался:
— Он поправится!
— Может быть, — ответил слабым голосом Никола — Если ты позволишь мне изучать инженерное дело.
Конечно, отец был готов обещать что угодно, лишь бы это придало сыну сил:
— Ты поступишь в лучшее учебное заведение в Европе!
Так оно и случилось.
У Михайло Ломоносова было кое-что пострашнее холеры: мачеха, да самая что ни на есть классическая. Пасынка она не любила и гоняла почем зря. Даже книжки читать запрещала — говорила, что слишком умным быть плохо. Отбирала литературу и гнала трудиться. Папа вздыхал, но сделать ничего не мог. Сына он любил, конечно, но с женой спорить опасался. Предлагал в качестве альтернативы больше работы. Василий Ломоносов был убежден, что ум — субстанция вторичная, главное — сила. Только с помощью хорошей физической подготовки мужчина сможет достойно заработать и обеспечить семью. Ломоносов — сын терпел, сколько мог: трудился, ходил с отцом в Белое море на рыбалку, даже с мачехой особо не вздорил, а читал втихаря. Но, в конце концов, не выдержал: едва дождавшись 16-го дня рождения, он удрал в Москву.
И детишек побольше
Это самый распространенный пункт в «гениальных» биографиях. Как будто чем больше братьев и сестер, тем выше шанс, что один из них непременно прославиться в веках.
В доме Эрика Вайса, будущего великого Гудини, был форменный кавардак. У него было шестеро братьев и сестер. Мама, понятное дело, в хлопотах с утра до ночи: приготовь еды, штаны подшей, коленки разбитые намажь, постирай, а еще детские склоки разбери. Целый день в доме гвалт:
— Мам, а он дерется!
— А чего она мои игрушки берет?
— Он опять меня стукнууул…
— Сейчас не моя очередь полы мыть! Не буду!
Ситуацию спасал папа. Грозный и раздражительный, несмотря на то, что раввин, он одним своим появлением пресекал детские распри. Его побаивались, потому что знали: церемониться не станет. И Эрик вынужден был втихаря искать способы урвать кусочек повкуснее, башмаки поновее. Ловкость рук развивалась сама собой. Став постарше, захотел карманных деньжат. Сложил свои уменья с возможностями и пошел в народ — показывать карточные фокусы. В десять лет.
Заглянем в дом к семейству Менделеевых. После рождения семнадцатого ребенка, папа сжалился над мамой и отошел к праотцам. Женщина осталась одна с кучей отпрысков. Дети — они и в Африке дети. Один нахамил соседке, у другого переходный возраст начался, третий обои изрисовал, а четвертый пятую побил. В приоритете, конечно, самые крупные неприятности. Такие «мелочи» как драки возле школы и плохая успеваемость сходили до поры до времени юному Менделееву с рук. Потом-то мама разглядела в нем таланты, схватила в охапку и увезла из родного Тобольска в Москву: учиться, учиться и еще раз учиться. Но школу жизни пройти парень успел. Кипучая энергия и яркие впечатления перемешались в голове, получилась таблица.
А главное — любовь
Родились они такими или славное будущее — заслуга родителей? Ученые не знают наверняка, но предлагают свои варианты. Некоторые уверены, что 80% успеха зависит от наследственности. Кто-то считает (как папа Маргарет Тэтчер), что главное — усердная работа.
Генетики тоже порадовать не спешат: ищут, но никак не могут найти того самого гена таланта.
Что же делать современным родителям? Да ничего особенного. Все вышеперечисленные мамы и папы не особенно старались, а результат удивил всех. Наверное, беспроигрышным вариантом будет любить и беречь своих будущих гениев. И читать им книжки.