Библия Дьявола.
Кодекс Гигас, Codex Gigas, (или «Библия Дьявола») — это длинная рукопись XIII века из Богемии, одной из исторических земель Чехии. Рукопись, известная своими размерами и поразительным изображением дьявола на полную страницу.
Поднять эту книгу, сделанную из 160 шкур, могут только 2 человека. Легенда гласит, что Кодекс Гигас был написан монахом, который после вынесения ему смертного приговора, по которому монаха должны были замуровать в стену заживо, заключил сделку с дьяволом. С помощью Дьявола монах написал книгу за одну ночь (причем, дьяволом был написан автопортрет). Как ни странно, почерк в книге удивительно четкий и одинаковый, как будто она была действительно написана в течение короткого периода времени. Тем не менее, ученые считают, что такой труд занял бы от 5 лет (если писать без перерыва) до 30 лет.
Средневековье. 1230 г. В уединенной келье монастыря в Богемии (Чехии), монах, чьи ужасные прегрешения хранили в секрете, просит старших монахов сохранить ему жизнь. Этот монах принадлежал к ордену бенедиктинцев, которых называли Черными монахами. Они носили черную одежду, давали обет безбрачия и полного послушания, подвергали себя тяжелым физическим испытаниям, самобичеванию, голоданию. Однако были и среди них слабые духом, которые поддавались различным искушениям. Их ошибки сурово карались, начиная от отлучения от церкви до одиночного заключения. Грешному же монаху уготована еще более ужасная участь — его должны заживо замуровать в одну из стен монастыря.
Старшие монахи были непреклонны в своем решении. Вдруг на грешника снисходит Божественное вдохновение. Он обещает, что напишет самую большую книгу своего времени, в которой будет размещаться Библия и все знания, доступные человечеству. Такая книга прославит монастырь бенедиктинцев на все времена. Монах также пообещал, что выполнит такой огромный труд всего за одну ночь. Долго упрашивал он старших монахов, пока те, наконец, согласились дать ему последний шанс на спасение. Если же он не выполнит свое обещание к утру, казнь неминуемо состоится. Грешный монах приступил к работе. Он писал книгу до полного изнеможения. Когда пробило полночь монах понял, что не сможет выполнить свое обещание, и он решил заключить страшный договор: он попросил помощи у падшего ангела — сатаны. Сатана откликнулся на призыв и помог монаху написать самую ужасную, загадочную, и самую притягательную книгу в мире.
Так гласит легенда…
Эта книга считается самой противоречивой, странной, обладающей сверхъестественной притягательностью. Ею пытались завладеть многие великие мира сего, но всем она приносила одни несчастья. Книга стала предметом охоты для многих алхимиков и магов. Ради нее убивали, продавали души, шли на казнь. Все, кто хоть раз видел ее, свидетельствуют о скрытой мощи, идущей от книги. Она имеет какую-то дьявольскую природу, возможно потому, что на одной из страниц изображен сам дьявол во всей своей «красе». Эта средневековая рукопись по праву считается восьмым чудом света. В ней содержится Ветхий и Новый заветы, медицинские рецепты, магические заклинания, 14 латинских текстов, «Этимология» Исидора Севильского, «Богемская хроника» средневекового летописца Косьмы Пражского, «Иудейская война» Иосифа Флавия, календарь церковных праздников и список имен монахов монастыря. Комбинация текстов в книге настолько уникальна, что такую нигде больше не встретишь. Высота книги — 90 см., вес — 74 кг., ширина — 49 см., толщина — 22 см. Изначально в книге было 640 страниц, сейчас в ней насчитывают 624 страницы. Во многих средневековых книгах использовали материал, который был подобен пергаменту. Его изготавливали из кожи животных. Говорят, что для создания библии дьявола было использовано 160 ослиных шкур. Кодекс Гигас является единственной книгой в мире, в которой рядом с Ветхим и Новым заветом находятся священные заклинания для изгнания дьявола.
Многие века ученые и специалисты задавали себе одни и те же вопросы: с какой целью была создана такая книга и кто ее создал? Был ли это один человек или группа людей? Точная дата создания рукописи не известна. Известна лишь примерная дата завершения работы над книгой — 1230 г. в средневековой Чехии. Место рождения книги — чешский монастырь ордена бенедиктинцев в г. Подлажице. Кодекс Гигас «пережил» много веков, много исторических событий и катастроф и практически «вышел сухим из воды» из всех передряг, но многим людям, владеющим им, далеко не так повезло. Возможно, рукопись впитала в себя характер Средневековья, Темных веков, которые были наполнены ужасными событиями: постоянными войнами, эпидемиями, сплошными суевериями. В конце XIII в. уже была всем известна легенда о грешном монахе, который продал душу, чтобы написать библию дьявола. Благодаря книге, монастырь бенедиктинцев действительно прославился. Однако ему угрожал финансовый кризис. Чтобы избежать полного разорения, настоятель монастыря решил продать Кодекс Гигас другому монастырю. Уже в то время считали, что обладание такой великой книгой означало высокий авторитет и уважение. И вот библия дьявола переходит во владения ордена белых монахов, носивших белое одеяние, в отличие от бенедиктинцев, носивших черное одеяние. Книгу перевезли в городок Седлец, который располагается недалеко от Праги. Белые монахи разместили почетную книгу в не менее почетном месте, рядом с кладбищем, которое было освящено землей, привезенной с самой Голгофы. Позже орден белых монахов также потерпел разорение. Епископ приказал монахам вернуть Кодекс Гигас черным монахам. После этого случая монастырь поразила смертельная эпидемия — чума. Черная смерть унесла с собой жизни десятков тысяч людей. Кладбище было переполнено телами несчастных. К концу пандемии около 40 тысяч трупов превратили эти места в катакомбы. Сегодня монастырь в Седлеце представляет собой весьма жутковатый музей — костницу. Это одна из зловещих глав в истории библии дьявола.
В 16 в. Кодекс Гигас служил своего рода альбомом. Многие церковники из Праги, светские люди посещали бенедиктинский монастырь Броумов для изучения книги. Одним из них был Кристофер Шлихтинг, сторонник известного мистика, алхимика и врача, Парацельса. В 1565 г. наследный принц Рудольф II получил предсказание Нострадамуса, которое предрекло смерть его отцу. Принцу Рудольфу же было суждено стать императором Священной Римской империи, королем Венгрии, Чехии, немецким королем. После этого предсказания у Рудольфа проявляется пожизненная страсть к оккультизму. Он жаждал заполучить Кодекс Гигас. С помощью различных милостей и почестей, оказанных бенедиктинскому монастырю, принц добился расположения настоятеля монастыря, и тот преподнес ему книгу в качестве подарка. Император Рудольф полностью растворился в изучении библии дьявола. Казалось, что великое приобретение было создано для такого великого правителя. Однако, вскоре удача отвернулась от императора. Он стал замкнутым, рассеянным, склонным к паранойе, заперся в своем замке, словно нелюдимый отшельник. Неспособный управлять своей державой, Рудольф вскоре теряет поддержку своих поданных. Он вел междоусобную войну со своим братом Матьяшем. В 1611 г. дворянство вынудило его отречься от чешского престола, который занял его брат. Император умер в одиночестве, так и не оставив после себя наследников. Королевство Рудольфа оказалось в руках его врагов. В 1648 г. шведские войска захватили Прагу. Замок императора был разграблен, в том числе и королевская библиотека. Воины вывезли из страны самую выдающуюся книгу библиотеки — Кодекс Гигас.
Разграбив замок императора Рудольфа, шведские офицеры решили подарить Кодекс Гигас своему необычному монарху — Кристине, единственной в Европе женщине-королю. Отец Кристины, Густав II, обращался с дочерью так, как если бы она была его сыном. Он воспитывал, обучал и одевал ее, как мальчика. Взойдя на престол, Кристина дает клятву не от имени королевы, а от имени короля. Получив от своих воинов в подарок необычную книгу, Кристина приказала поместить ее в библиотеке в замке. В официальном перечне Кодекс указан первым из всех ценных рукописей. Однако Кристине не суждено было долго хранить его у себя. Меньше, чем через десять лет, в 1654 г. Кристина отреклась от престола. Она обратилась в католическую веру и уехала в Рим. Собрав в дорогу свои самые ценные вещи, королева не взяла с собой Кодекс Гигас. И библия дьявола осталась в Стокгольме.
В конце 16 в. в 1697 г. в королевском замке в Стокгольме умер король Швеции Карл XI. Внезапно в замке внезапно разгорается пламя огня. Королевская семья вынуждена была покинуть свою обитель. Слуги спасают от пожара все, что можно спасти. Один из слуг выбросил Кодекс Гигас из окна замка. Таким образом, странная, загадочная книга спаслась от огня. Действительно ли эта книга приносила несчастья своим хозяевам или естественный предначертанный ход событий прошелся параллелью рядом с шествием Кодекса Гигас? Возможно, что все это просто совпадение, а взможно и нет.
Почти нечеловеческий труд, Кодекс Гигас, тем не менее, был создан одним простым человеком. Почерк, которым написана вся книга, очень единообразен. Автор во время написания книги мог потерять зрение, страдать от болезней и состариться, но ученые так и не нашли в Кодексе очевидных ошибок. В такую колоссальную работу просто невозможно поверить, особенно, увидев ее своими глазами. Возможно, поэтому и родилась всем известная легенда о приговоренном монахе, продавшем душу дьяволу. Доказательства того, что эта книга была написана одним человеком, нашли ученые и специалисты в ходе расследования, которое проводилось с помощью анализа текста, почерка, взятия проб бумаги и чернил. В Средневековье монахи сами изготавливали чернила. Чернила были двух видов: сделанные из металла и из перемолотых ульев насекомых. Если Кодекс Гигас написал один человек, то чернила должны были быть только одного вида. Учеными было доказано, что в книге были использованы чернила, приготовленные только из ульев насекомых, а значит, автор был один. Особенности каллиграфического почерка также доказывают верность такой гипотезы. Можно предположить, что работая без остановок, круглосуточно, монах-писец мог справиться с таким гигантским творением за 20 — 30 лет, и уж никак не за одну ночь. Факт того, что над Кодексом работал осужденный за грехи монах, можно объяснить тем, что в средневековых монастырях переписывание священных книг было частой формой наказания. Тогда считали, что человек может искупить свои грехи, переписывая священные тексты. Возможно, что писец создавал инструкцию для собственного спасения, т.к. содержание книги делает акцент на заботе о теле и разуме, на защите бессмертной души.
Некоторые особенности рисунков в Кодеке Гигас свидетельствуют о том, что его автор был неплохим художником, но далеко не профессионалом. Он просто хотел сделать свое произведение больше, толще, чем это делали до него. Возможно, он был талантливым самоучкой. Обычно профессиональные монахи-писцы работали в огромных помещениях, которые назывались скриптории. У монахов были свои техники и методы. Если взять средневековую рукопись и сравнить ее с Кодексом Гигас, сразу видна разница. Кодекс выглядит старомодно и довольно таки непрофессионально. Однако такой непрофессионал и новичок поднял настоящий фурор вокруг своего произведения. Ведь создать рисунок дьявола во весь рост было очень дерзким и опасным поступком. В суровое Средневековье люди верили, что те, кто делали или говорили что-то отличное от других, находились под властью нечистой силы.
Именно изображение нечистого на 290 стр. Кодекса Гигас принесло рукописи недобрую славу. Шутка ли, ни в какой другой библии нет такого огромного рисунка, настоящего воплощения зла. Наполовину человек, наполовину чудовище с раздвоенным красным языком и поднятыми вверх когтистыми руками. На дьяволе надета шкура горностая, что символизирует собой высшую власть. Возможно, так и выглядел сатана из легенды. Однако художник изобразил чудовище так, словно оно заперто в стенах собственного зла. Автор лишил его привычной свободы, что никто до него еще не делал. Характер изображения дьявола может много рассказать о том времени, в котором жил автор, о его психологии, о его образовании. В средние, темные века люди ни в чем не были уверенны, их жизнь постоянно подвергалась различным угрозам, и они считали, что угрозы исходят только от дьявола. Поэтому дьявол беспокоил их умы больше, чем обращение к Богу.
Люди прозвали Кодекс Гигас библией дьявола не просто так. Помимо изображения нечистого, в книге содержится группа колдовских заклинаний, а также описывается ритуал «изгнание дьявола». Нападающий лукавый был самым большим страхом средневекового человека, нападающий и проникающий в человеческую сущность. Чтобы справиться с такой напастью, необходимо было проводить страшный и пугающий ритуал изгнания дьявола, где священник и жертва сражались за душу одержимого. Также есть интересные моменты, в которых особо суеверные личности видят знак одержимости злом. Во-первых, сразу после изображения дьявола были вырваны 8 страниц. Не известно, что было написано на пропавших страницах, но это только подогрело интерес суеверной публики. Во-вторых, после пожара 1697 г., в котором чуть не погиб Кодекс Гигас, на некоторых его страницах появились странные тени. Причем тени эти появились именно на тех страницах, которые соседствуют с изображением дьявола. И именно страница с известным рисунком кажется темнее всех остальных страниц. Но… Эти тени также можно объяснить. Они могли появиться на страницах благодаря ультрафиолетовому излучению, которому постоянно подвергался материал книги — кожа, практически выдубив ее. В течение многих веков люди обращали внимание, прежде всего, на рисунок дьявола, что свидетельствует о неуемном человеческом интересе по отношению к лукавому.
Кодекс Гигас — это уникальное творение, самая большая средневековая книга, завершенная за несколько десятилетий одним человеком. Этому человеку удалось прославить свое творение на века, но свою личность он скромно оставил в тени. Никто не знает, кем был этот человек. Однако существует версия, что книгу написал монах-отшельник по имени Герман-отшельник, о чем свидетельствует запсиь в списке имен в книге — Hermanus Monahus Inclusus.
Возможно, что легенда о грешном монахе основывалась на неверной интерпретации латинского слова, обнаруженного в Кодексе Гигас — Inclusus, что означает «заключение». В течение многих лет значение этого слова расценивали как ужасное наказание, т. е. замуровывание заживо, но само слово намного ближе по значению к слову «затворник». Итак, ужасную легенду, которая до сих пор будоражит страхи суеверных людей, можно опровергнуть и доказать, что это всего лишь легенда. Скорее всего, писцом был монах-отшельник, который добровольно уединился в своей келье, т.о. уйдя от внешнего мира и от его соблазнов. Для этого монаха Кодекс Гигас мог быть поиском прозрения, а также работой всей его жизни. Далеко не злом он был вдохновлен, а божественным благословением. Он дал людям надежду на спасение, дал им возможность выбора, показал этот выбор в виде рисунков, расположенных друг против друга — рисунок дьявола и рисунок Царствия Небесного. Добро и зло меряется силами перед вечностью на страницах Кодекса Гигас.
Кодекс Гигас находится в Стокгольме в стенах шведской Королевской библиотеки. В 2007 г. Кодекс Гигас впервые экспонировался на своей родине в Чехии в г. Праге. Несмотря на раскрытые загадки, огромная рукопись будет и дальше вызывать интерес у людей, будет вызывать в их умах образы странного монаха-отшельника, создающего неповторимое творение своих неутомимых рук. В одном легенда оказалась права: монах действительно рискнул создать книгу, которая прославила собой не только определенные места, но и определенные события, повлиявшие на ход истории.