Нам жить рядом
Наиболее тяжело враждуют родственные народы. На примере арабов и евреев это видно особенно ярко. А есть еще пара вечных братьев-антагонистов — хорваты и сербы. Вот где искры! Взаимная югославская неприязнь тянется веками, иногда обостряясь до войн. Ученые говорят — это нормально. Это — как с семейными ссорами: они имеют гораздо более тяжелые последствия, чем ссоры людей, не состоящих в кровном родстве. Просто от близкого человека ждешь больше — а значит, и разочарование сильнее, когда он тебе не дает ожидаемого.
Несколько лет назад, отдыхая в Хорватии, я за бутылочкой лозовицы разговорил на эту тему своего хозяина Марио Турчича. Меня очень интересовало — как сейчас относятся друг к другу сербы и хорваты? После той кровавой разборки, которая у них случилась в 90-х? В какие формы трансформировалась ненависть? Марио — великолепный седовласый старик, гибрид Хэмингуэя и Шона Коннери — усмехнулся и отшутился: «Мы слишком давно воюем друг с другом, мы уже научились прощать». Помолчал и добавил: «Куда нам деваться друг от друга? Нам жить рядом».
Мы разлили лозовицу, выпили за гуманизм в киноискусстве, за мир и дружбу между народами. Спустившись от общего к частному, Марио, владелец парочки бунгало в курортном местечке Чижичи, проиллюстрировал механизм преодоления межнациональной ненависти на конкретном примере: «Вот, смотри. В прошлом году мне надо было менять систему отопления. Я посмотрел, что предлагают наши местные специалисты — дороговато. Поспрашивал у друзей. Один мне посоветовал толкового серба, который сделает не хуже, но вдвое дешевле. Я этому другу доверяю, связался с сербом, тот приехал и все сделал отлично. Ну, и какая мне разница, что он не хорват? Лично нас пролитая кровь не разделяет. Надо будет — еще раз к нему обращусь».
Кому-то этот пример покажется слишком простым, чтобы иллюстрировать им геополитические проблемы. А мне кажется, что проблемы эти, портящие жизнь миллионам, как раз и возникают из-за того, что политики игнорируют простое, намеренно усложняя ситуацию. Но в простом как раз кроется истина! А войны, начинаемые всегда сверху, можно окончательно закончить только внизу, на уровне отдельно взятых людей. Когда они поймут главное. То, что было ясно и до войны. Как бы ни сложилось, чем бы ни кончилось — нам жить рядом…