Виды икон
Существует огромное количество икон. Все их можно разделить на виды по следующим основным признакам:
по месту нахождения;
по сюжету;
по количеству изображаемых персонажей;
по количеству самостоятельных композиций;
по объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур);
по стилистическим особенностям;
по технике исполнения;
по размеру;
по проявлению (сил и благодати Небесных)
По месту нахождения иконы делятся на:
домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п.;
храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;
путные (дорожные);
выносные — иконы, участвующие в Крестном ходе;
обетные — икона, написанная по особому обещанию.
По сюжетам иконы можно разделить на:
иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата;
иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют так называемые «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа;
богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников;
иконы святых и сил бесплотных;
иконы праздников и событий священной истории;
символические и аллегорические композиции.
По количеству изображаемых персонажей бывают одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.
По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.
По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются:
ростовые иконы — изображающие персонажей в полный рост;
тронные иконы -полное изображение фигур восседающих на престоле;
поясные иконы — изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже;
огрудные иконы — изображение фигур в пределах линии пупа;
оплечные иконы — изображение фигур в пределах линии груди;
оглавные иконы — изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц.
Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.
По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи (по географическому признаку):
Новгородской;
Ростово-Ярославская;
Московской;
Псковской;
Тверской;
Киевская;
Владимиро-Суздальское;
Фряжская;
Греческая;
Корсунская;
Сербская;
Устюжская;
Костромская;
и т. д.
Кроме того, стилистическими особенностями выделяются иконы, выполненные знаменитыми иконописцами, такими как Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием и др., каждый из которых являлся родоначальником своей собственной школы (мастерской, окружения). Строгановская школа иконописи возникла от имени сольвычегодских купцов Строгановых -больших любителей изящного искусства.
По технике исполнения выделяют:
вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
литые иконы
резные иконы
печатные или типографские иконы
сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон;
живописные иконы, среди которых можно назвать:
Энкаустические
Выполненные техникой живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Темперные иконы.
Выполнялись красками, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.
мозаические,
иконы, написанные в технике масляной живописи и т. д.
По размеру существует несколько характерных наименований:
листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
пядница (пятка) — икона размером в пядь.
осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.
По проявлению (сил и благодати Небесных) выделяют чудотворные иконы — отмеченные необычными явлениями по типу чудотворения иконы:
явленные (чудесно обретёнными),
мироточивые (выделяющими миро);
целительные и т. д.