Место для рекламы

Три заметки о патриотизме

Можно терпеть любое правительство ради милого сердцу пейзажа, звуков родного языка и знакомых лиц на улицах города, можно призывать себя «слушать музыку революции», а можно с ужасом бежать из страны, где власть захватила пьяная матросня под руководством подкупленных немцами полуинтеллигентов. Можно знать наизусть всего «Онегина», а можно косноязычно блякать через каждое слово – но при этом любить родину. Лев Толстой как зеркало

1.

Часто говорят: родина — это как родители. Ни родину, ни родителей не выбирают.

Но это не совсем верное сравнение.

Во-первых, любой человек рано или поздно обзаводится собственной семьей и покидает своих родителей; навещает их, помогает им, но не живет в их доме, под родительской властью. Больше того, если некто живет с родителями уж слишком долго, то считается, что у этого человека какие-то психологические и социальные проблемы.

Но самое главное различие — вот в чём. Родители (за исключением совсем уж романических ситуаций) всегда одни и те же. Даже когда состарятся — это те же самые люди. Постарев, человек не теряет свои аттестаты и ордена, место и дату рождения, не отказывается от своей бабушки и не превращается из Петра Ивановича в Викентия Макаровича.

А вот родина… Представим себе русского человека, родившегося в 1910-м и умершего в 1995 году.

Этот крепкий старик родился и успел пожить в Российской Империи (даже кое-что запомнить успел!), потом вдруг оказался в Республике России, потом — в Советской России, потом в коммунистическом СССР, и уж на закате лет — в демократической Российской Федерации.

Границы всякий раз менялись. Да и политика тоже. Учебники истории переписывались. Города и улицы переименовывались. Литературные классики чередовались. Отменяли букву «ё» и вводили снова. Затопляли водохранилищами родные деревни. Запрещали частную торговлю и свободную прессу, потом разрешали. Уничтожали церковь — возрождали церковь.

Где же инвариант родины? Существует ли он вообще?

2.

Родина — это довольно сложная конструкция. Это одновременно:

Территория с (более или менее) определенными границами и привычными способами передвижения, что дает ощущение «своей страны».

Язык — в разной степени богатства и рафинированности.

Культура, как вписанная в язык и ландшафт, так и существующая отдельно от них (литература, фольклор, архитектура — но живопись, скульптура, или тексты, в силу обстоятельств созданные на другом языке — например, письма Пушкина на французском).

Житейские обычаи — то есть устройство семьи и круга общения; социальные навыки; пищевое поведение и застольные манеры, более или менее определенный рисунок жизненного пути, и нечто, что мы называем «национальным характером».

Люди — семья, круг друзей, соседей, уважаемых личностей ныне или в истории.

История страны как ценность, ее славные и бесславные страницы.

Политический режим, зачастую воплощенный в отдельных личностях.

Наконец, законы государства.

Все это — родина.

Нельзя путать страну с правительством. Хотя страны без правительства тоже не бывает, это надо честно признать. (Замечу в скобках: если в стране нет вообще никакого правительства, из такой страны надо срочно уносить ноги).

Главное же — можно любить одни компоненты, а другие — просто едва терпеть. Можно терпеть любое правительство ради милого сердцу пейзажа, звуков родного языка и знакомых лиц на улицах города, можно призывать себя «слушать музыку революции», а можно с ужасом бежать из страны, где власть захватила пьяная матросня под руководством подкупленных немцами полуинтеллигентов. Можно знать наизусть всего «Онегина», а можно косноязычно блякать через каждое слово — но при этом любить родину, да, да, да!

Не надо делать культа из своей личной любви к родине. Не надо навязывать свой способ любви — другим.

Кто сильней любил Россию? Набоков-старший или Чичерин? Деникин или Фрунзе? Бунин и Шмелев или Бабель и Фадеев?

Тем более что любовь русских писателей к родине часто совершала удивительные пируэты — взять, к пример, судьбы Блока и Горького…

Советская педагогика вполне официально была педагогикой оптимизма, бравурности, маршей и стягов: жизнь в отсутствие любви и смерти. В нынешнем воспитании чувств любовь заменяется техникой быстрого соблазнения (pick-up) и совокупления. А смерть — кровожадными фантазиями компьютерных игр. Переживать некогда.
Вот поэтому с патриотизмом у нас проблемы. Особенно это касается литературы и искусства. И особенно в последнее время, когда на экраны выходят фильмы специально «патриотического», то есть военно-победоносного, свойства. Это какое-то недоразумение. Фильм про войну может оказаться патриотическим. А может остаться военно-историческим, военно-приключенческим. Но понятия сместились. Раз про войну — значит, по разделу патриотизма.

3.

Пожизненный контракт без права расторжения, заключенный без ведома человека, прямо в момент его рождения — вы бы согласились на такое?

Конечно, нет.

Потому что такой контракт называется «рабство». Раб, сын раба и отец раба — Господи, тоска-то какая смертная!

Вот что имел в виду Лев Толстой, когда написал «патриотизм — это рабство».

Никакой идеологии.

В чистом виде институциональный анализ.

Опубликовала    06 мар 2015
0 комментариев

Похожие цитаты

В двадцатом веке обрушивается на человека огромное количество информации. Всего знать нельзя. Наше время — время узких специальностей.

Однако есть понятия, вопросы, сферы духовной жизни, которые обязательны для каждого человека.

Ты можешь изучать морские водоросли, нуклеиновые кислоты, редкие металлы. Ты можешь быть химиков электриком, партийным работником, футболистом, писателем, генералом, но если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве», Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, Крутицкий терем, устюжская, чернь, вологодское кружево, Кижи, Остромирово евангелие, Владимирская Божья матерь.

Камешки на ладони

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  29 янв 2014

…Ну что за народ мы — русские? Про нас можно шутить, порой, и зло… Русский непременно — дурак, мудак и алкоголик… ну, ещё и вор, и бандит… и т. д… а мы… как говорится — плюй в глаза, а нам всё смешно… мы ещё и сами добавим. Но ведь нас знают… с нами дружат… нас любят, в конце концов, просто — как людей…
. Ещё со времен Сталина была принята политика — лелеять и холить «нацкадры», а на русских — что останется… так, видно, и прижилось… Поэтому и не моги пошутить по поводу гражданина другой страны —…

© atatkf 2219
Опубликовала  пиктограмма женщиныatatkf  19 апр 2014

Первое, что я открыл для себя — это то, что я действительно не знаю истории страны, в которой прожил 23 года.
К моему удивлению наш флаг оказался флагом Нижней Австрии, а гимн — украденное у поляков «Ещё Польша не погибла».
История древней Укропии — ворованная, тысячелетняя история Руси.
Лариса Косач (Леся Украинка) часть своей жизни прожила в Египте, а Тарас Шевченков — в Санкт- Петербурге, где и был похоронен.
На Украину, в течение своей жизни, приезжал целых три раза и дневники свои вел и…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Юдин  07 июн 2014