Место для рекламы

http://www.youtube.com/watch?v=EVSfBcztuCI

Пуантилизм. Поль Синьяк

Художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, Поль Синьяк был одним из интереснейших людей своего времени.

Молодость его пришлась на последнюю четверть прошлого столетия — во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионистической живописи, зарождением символизма и признаками складывавшегося декоративного стиля модерн, «ар нуво», как его называли по-французски. Друг художника критик Феликс Фенеон писал о Синьяке: «В его библиотеке книжные переплеты из кожи, бумаги, тканей сочетаются между собой и с текстом книги. Леонардо да Винчи — синее серебро; Рембо и Малларме — белый с золотом пергамент; Бодлер — лиловый; Кан — синий и оранжевый; Лев Толстой — пурпуровый и черный; Поль Адан — глазированный розовый. Синьяк изучает также морские карты и карты гаваней. К услугам его живописи имеется целая флотилия. На океане — „Маг“ (7 тонн, 10 метров от форштевня до ахтерштевня), на Сене — „Тюб“ и „Валькирия“. В его путешествиях может случиться, что тетрарх Эмерод Архетип назначит Синьяка придворным пейзажистом „Эзотерических Белых Островов“». Последняя загадочная фраза намекает на то, что Синьяк походил на персонаж стихов поэта-символиста Жюля Лафорга.

В конце века Синьяк много и успешно работал как живописец, пользовался авторитетом среди молодых художников и поэтов и путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль берегов Франции.

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра. До этого Синьяк не учился ни в каком художественном учебном заведении; он самостоятельно занимался живописью, подражая Клоду Моне.

Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова «пуант» — точка).

Синьяк увлекся художественными идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.

В своей книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» Поль Синьяк так описывал новый метод: «Неоимпрессионист, следуя советам Делакруа, не начнет холст, не решив заранее, как и что на нем разместить… Доминирующая линия будет горизонтальной для выражения спокойствия, восходящей — для выражения радости и нисходящей — для выражения печали; все промежуточные линии будут выражать все другие чувства в их бесконечном разнообразии. С этой игрой линий соединяется не менее выразительная и разнообразная игра красок: восходящим линиям соответствуют теплые цвета и светлые тона; нисходящим линиям будут соответствовать холодные оттенки и темные тона…»

Весной 1886 года выполненные в новой манере картины Синьяка вместе с большой картиной Жоржа Сёра были показаны на восьмой выставке импрессионистов в Париже. Синьяк писал много лет спустя, что они назвали себя неоимпрессионистами «вовсе не потому, чтобы воспользоваться успехом импрессионистов… но для того, чтобы отдать должное усилиям предшественников и отметить, при различии способов, общность цели».

Неоимпрессионизм родился в переломный период развития французского искусства, когда передовое направление в живописи — импрессионизм — распадалось как целостное явление, каждый из импрессионистов стремился обрести индивидуальную манеру; в литературе тех лет символизм шел на смену натурализму. Отпечаток этой сложной, противоречивой эпохи несет и главное произведение Жоржа Сёра — «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат» (1884 -1886) и другие композиции Сёра и Синьяка.

Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало тогда задачей Поля Синьяка.

Как художник Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант — более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира.

Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированны и изысканны. Композиции Синьяка 80−90-х годов, в которых он изображает жанровые сцены по заранее заданным схемам, кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи.

Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета. Творчество Синьяка рубежа веков многими своими чертами перекликается со стилем модерн. Как это ни парадоксально, научно обоснованная живописная система неоимпрессионизма вполне органично перерастает в причудливую и стилизованную орнаменталистику рубежа веков.

До начала 1890-х годов Синьяк рассматривал научные принципы неоимпрессионизма как средство усовершенствования импрессионистического метода работы с натуры. «Несколько лет тому назад, — писал он тогда в своем дневнике, — я тоже старался доказать научными экспериментами, что эти синие, желтые, зеленые существуют в природе. Теперь я просто говорю: я пишу так, потому что, по-моему, такой подход дает самый светлый и самый красочный эффект, и мне нравится писать так…»

В духе художественных идей модерна была создана и теория Синьяка о единстве живописной и музыкальной гармонии. Он нумеровал свои произведения, как музыкальные опусы, а серии пейзажей, написанной в 1891 году, дал подзаголовки «аллегро», «адажио». Синьяк предпочитал работать над своими картинами в мастерской, зато на натуре он делал рисунки и писал прекрасные акварели.

Рисунки Синьяка — быстрые зарисовки увиденного пейзажа. Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны. Линия в них, то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено — великолепный бриг или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, — каждый набросок и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.

Свежесть впечатления, яркое чувство сопереживания увиденному мотиву несут акварели Синьяка. Синьяк изучал этот вид изобразительного искусства. Он написал небольшую книжечку о голландском художнике XIX века Й. В. Йонгкинде, прекрасном мастере акварели, который жил во Франции и оказал влияние на молодого Моне.

Так же как и Йонгкинд, Синьяк в своих акварелях изображал море с кораблями. И здесь уверенность его руке художника придавал опыт морехода. В акварелях Синьяк отражал и впечатления от путешествий, и замыслы будущих картин.

По сравнению с праздничной нарядностью акварелей живопись Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен. В ней акцентированы линии, контуры, часто декоративно стилизованные. Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются, как деревья на японских эстампах.

В позднем своем творчестве Синьяк в реалистическом ключе пишет виды многих городов — Венеции, Генуи, Константинополя, Роттердама, виды портов Франции.

Всю свою жизнь художник сочетал творческую работу с активной общественной деятельностью. Он был председателем «Общества независимых художников», девизом которого было: «Ни жюри, ни премий». Общество противостояло официальному искусству.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  21 фев 2015
0 комментариев

Похожие цитаты

Русские крылатые фразы и их происхождение

Богат и могуч русский язык со своей длинной историей. И каждая эпоха привносила в этот язык что-то свое. И до нас дошли такие выражения, которые абсолютно все знают, например сморозить глупость или наставить рога, и все знают что они означают, но вот откуда они пошли знают только единицы. Об происхождении этих и других крылатых фраз в этой статье далее.

«Сморозить глупость»

Это выражение появилось благодаря господам гимназистам. Дело в том, что слово…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 сен 2014

http://www.youtube.com/watch?v=wlSush--ZQ4

МУРКА ИЗ МУРА. ЗНАМЕНИТАЯ МАРУСЯ КЛИМОВА ПРОСЛУЖИЛА В МИЛИЦИИ ДО 1952 ГОДА И БЛАГОПОЛУЧНО УВОЛИЛАСЬ В ЗВАНИИ КАПИТАНА.

Самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова — реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в х…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  01 ноя 2014

Почему дети СССР были другими?

Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери — все мы родом из детства.

Вот только детство у тех, кто был ребенком до начала девяностых и после, разное. И разное настолько, что порой удивляешься, как нам «динозаврам прошлого» удалось дожить до настоящего.

В наше время в машинах не было ремней и подушек безопасности, и это никого возмущало, даже гаишников.

Наши комнаты, кровати и игрушки не окрашивались специальными экологически чистыми крас…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  05 мар 2015