Николай Петрович Богданов-Бельский
Николай Петрович Богданов-Бельский, внебрачный сынуля батрачки, родился 19 февраля 1868 года в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года Николай учился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик попал к Рачинскому. Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Чтобы угодить в эту школу, мальчику пришлось выдюжить экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его позднее будет уважительно звать Рачинский, состоял в том, что он должен был набросать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести достигнуть, на начальный точка зрения, нетрудно, а объем передать в этом случае всю дорогу труднее обычного.
Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось обучаться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сегодня решается что-то важное в его жизни. Он работал сильно напряженно, и портрет-рисунок вышел на изумление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.
Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьбина Богданова-Бельского. Николай Петрович нередко говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное читка в школе».
Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а затем дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня окончательно, как настоящие". Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальная учебное заведение. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а кроме того с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры нередко получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: Поленов, В. Е. Маковский, Прянишников.
Подошел миг для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это «другое» — он не мог понять. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским. Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок…
На холсте Богданова-Бельского «Будущий инок» впервой появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем задача детства станет определяющей в творчестве художника.
С 1909 по 1921 Богданов-Бельский был председателем Общества имени Куинджи, что было бы невозможным без большого личного авторитета художника и человека.
Когда в 1928 художнику исполнилось 60 лет, ему пришло море поздравительных писем, телеграмм. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное послание, он радуется его успехам.
В 1929 на экспозиции русской живописи в Копенгагене весь первостепеннный зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продается непочатый край работ. Вот отчего огромное число произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров вечно будут новыми. Неизвестные полотна ещё и ещё будут являться на зарубежных аукционах.
В 1936 — пятьдесят лет творческой жизни. Художник добился высокого профессионализма. Он по-прежнему целеустремлен в работе, только сетовал на то, что так немного работал в первой половине жизни.
В апреле 1941 Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» на выставку в Москву. Казалось, ещё есть силы и вероятность вкалывать, но начинается битва, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навечно. Он заболевает. Необходимо врачевание, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.
Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнышко, зеленеет трава, покуда появляются улыбки на лицах детей, — картины его будут необходимы. А мы продолжаем ликовать той великолепной песне, которую в живописи спел добрый российский художник — Николай Петрович Богданов-Бельский