Место для рекламы

Фаина Раневская: «Жизнь моя окаянная»...

Фаина Георгиевна не оставила мемуаров. Одному издательству удалось было уговорить её засесть за воспоминания, был выплачен аванс. Но Раневская вернула деньги, а наброски будущей книги уничтожила. Через несколько лет подруга уговорила её вновь взяться за работу, но закончить её актриса уже не успела.
По всем публикациям о Раневской разбросаны упоминания об обидах и несправедливостях, которые выпали на долю актрисы. Ничтожное количество ролей в кино, одиночество, горечь отчаяния — рассуждения на эту тему давно стали хорошим тоном и общим местом. Но что и как происходило на самом деле, кто играл — как это принято выражаться — «неблаговидные» роли, порой уходит из кадра. Точнее, остается за полями той книги, которую так и не написала Фаина Георгиевна. Предлагаемый фрагмент рукописи (хранящийся в РГАЛИ и не публиковавшийся ранее — по крайней мере, в широкой печати), разумеется, лишь отчасти дает представление об одном из самых драматичных периодов в жизни великой актрисы.

*****
*Не буду писать книгу о себе. Не хочется делать свою жизнь достоянием публики. И к тому же у меня непреодолимое отвращение к процессу писания. Лепет стариковский, омерзительная распущенность, ненавижу мемуары актерские.

*Книга должна быть написана художником или мыслителем. Гений — это талант умершего.

*Вот почему порвала мой опус.

*Скромность или же сатанинская гордыня! Нет, тут что-то другое… Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных…

*Вновь вспоминаю точные слова Ларошфуко: «Мы не любим тех, кем восхищаемся».

*Недавно перечитывала «Осуждение Паганини». Какой ерундой все это представляется рядом с травлей этого гения.

*Я никогда не испытывала того, что называется «травля». Видимо, это и есть то самое. Людей, самых различных по своей натуре, вкусам и воспитанию, можно легко спаять, крикнув им: «Куси!» И тогда начинается то, что так любят охотники. У всякого человека, тем более актера, есть в его среде недоброжелатели, мелкие завистники, а когда это все собирается воедино, подогреваемое начальством, — тут надо устоять одной против всех. Трудно это с грудной жабой в 60 лет. Молю об одном: «Господи, дай мне силы!»

*Спазмы сердца и в голове начались после того, как я узнала, что обо мне было собрание, на которое меня не позвали, чтобы я не могла оправдаться во всех взваленных на меня обвинениях. Приходил Оленин, мучил несколько часов нотациями, потом приходил Мордвинов и тоже мучил упреками в заносчивости, зазнайстве, в том, что я завладела машиной, лучшей гостиницей, что меня встречают аплодисментами, что я всегда лезла вперед фотографироваться, что во Львове я вышла на одно собрание, где меня вызывали в президиум, на аплодисменты, относящиеся к Сталину, чтобы своим появлением сделать вид, что аплодисменты относились ко мне…

*На меня вылили помойное ведро, и никто не встал и не сказал, что это все результат недовольства отдельных актеров: одному не сказала похвальных слов, с другим не хочу играть в концертах, третьему не сказала, что он хороший артист, четвертого разозлило, что меня встречают хлопками, а его нет, с пятым не общаюсь (было неинтересно), шестого обругала за то, что не профессионален, на репетициях не собран, распущен, не работает сам дома и т. д.

*Предместкома сказал в кругу своих приятелей, после того как довели до припадка: «Пора кончать этот Освенцим Раневской».

*Оленин инкриминировал то, что я, входя на собрание, сажусь в первый ряд!!! Значит, должна сидеть сзади. Что в каждом моем шаге — моя нескромность и самоуверенность. Говорят, черт не тот, кто побеждает, а тот, кто смог остаться один.

*"Дни моей жизни под конец.
Sapienti sat".

*"Здесь прах почиет той, что славы и сребра
Средь мира тленного в сей жизни не снискала".
Державин

Прошу иметь в виду для надгробной эпитафии.

*Сегодня Л., с которой мы гуляли в Ботаническом саду, шлепая по лужам, сказала: «Я хорошо понимаю то, что вы теперь постоянно вспоминаете детство, эти воспоминания — «грезы старости».

*…Последний вечер в Малеевке, будь она трижды проклята. Доконали симпатиями, восторгами, комплиментами, болтовней. Живу в домике на отлете. Сторожей нет, горланят хулиганы из деревни. Прибежала соседка-криминалистка — пишет диссертацию. Посоветовала опасаться родственников и хороших знакомых, которые главным образом и убивают близких!

*Никогда еще так не уставала, как на отдыхе в Малеевке.

*…Жаль, что не писала, не записывала.

*А знаю многое, видела многое, радовалась и ужасалась многому.

*И еще одна неудача — дай Бог последняя — в моей неудачливой, окаянной жизни: «летний отдых». Ниночка (Сухоцкая. — Д. Щ.) по свойству ее характера видеть «прекрасное» во всем описала мне предстоящую райскую жизнь в августе на даче со всеми удобствами (кошмар со всеми удобствами). Ушла бы пешком домой, но там никого нет, кто поможет и мне, и моей больной собаке.

*Встречи, встречи, письма, письма, письма, письма — это после показа моих старых пленок. Неужели так мало сейчас хороших актрис?

*…Звонила Маргарита Алигер, хвалила, хвалили ее друзья, знакомые. Маргарита сердилась, даже ругала за то, что я не рада успеху, велела радоваться, а я не могу радоваться, не получается. Наоборот — тоскливо ужасно. Нет рядом Павлы Леонтьевны — и все в этом.

*У меня сегодня особый счастливый день. Позвонил Райкин.

*У меня теперь «жизнь в искусстве» — когда читаю жизнь и творчество Станиславского в четырех томах. Театр? Его нет — есть пародия на театр.

…Весна в апреле. На днях выпал снег, потом вылезло солнце, потом спряталось, и было чувство, что у весны тяжелые роды.

*Книжку писала три раза, прочитав, рвала.

*…Меня терзает жалость. Кто-то сказал: «Жалость — божественный лик любви». Ночью болит все, а больше всего — совесть. Жалею, что порвала дневники, — там было все.

*Есть имена, как душные цветы,
И взгляды есть, как пляшущее пламя,
Есть тонкие извилистые рты
С глубокими и влажными углами.
Есть женщины, их волосы, как шлем,
Их веер пахнет гибельно и тонко.
Им тридцать лет. Зачем тебе, зачем
Моя душа — Спартанского ребенка.

Марина Цветаева

Почему, почему мне пришли сейчас на память эти стихи молоденькой Марины? Стала учить старую пьесу Островского и вспомнила эти стихи. Откуда, зачем, почему? Ничего не понимаю и не пойму. Помню, как Марина читала, ни на кого не похожая, нездешняя. Потом вспомнила Марину старую, после Парижа, после гибели мужа. Я помогла ей чем смогла. Потом война, я ее потеряла. Потом ее гибель.

*…Скверно все, ненужно.

*…Была Катя Дыховичная, без голоса, потеряла голос. Как же она, бедняга, будет теперь работать редактором на радио. Хочется мне записать на радио Лескова — «Полуночники».

*Тоскливо. Книгу писала три года, потом порвала. Аванс выплатила наполовину, вторая — за мной.

*Тоскливо, нет болезни мучительнее тоски.

*Кому это пишу? Себе самой.

*Как жестоко наказал меня «создатель» — дал мне чувство сострадания. Сейчас в газете прочитала, что после недавнего землетрясения в Италии, после гибели тысяч жизней, случилась новая трагедия: снежная буря. Высота снега до шести метров, горы снега обрушились на дома (очевидно, где живет беднота) и погребли под собой все. Позвонила Н. И., рассказала ей о трагедии Южной Италии и моем отчаянии. Она в ответ стала говорить об успехах своей книги!

*…Как же мне одиноко в этом страшном мире бед и бессердечия.

Опубликовал    03 фев 2015
0 комментариев

Похожие цитаты

В 25 лет я стала жить «гражданским браком» с Алексеем, он старше меня на 5 лет. Все было хорошо, «гражданский муж» любил меня. Я забеременела в 28 лет, и на 7 месяце узнала, что у «мужа» есть любовница, младше меня на семь лет. Прочитала смс в его телефоне: «Сладкий, ну что тебя ждать сегодня?» И он уезжал, говорил, что дела, бизнес, и всякие отговорки, приезжал утром… Чтобы спасти свой брак, я не показывала виду, что знаю о ней, стирала ему, готовила по пять разных блюд на дню, дома чистота, вс…

Опубликовала  пиктограмма женщиныфунтик  08 фев 2014

Размышление о жизни

https://stihi.ru/2019/04/01/2663

Живу и пытаюсь анализировать жизненные успехи и ошибки. Человек руководствуется чувствами, а не разумом, что иногда чревато для души, которая живёт верой и надеждой — тогда ей понятен смысл бытия. А телесная усталость имеет свой ресурс, у человека присутствует жадность и чревоугодие, оно вгоняет его в агонию и берёт курс на смерть. Смерть — прощальный звонок к очищению души, снятию грехов и переходу в другое измерение. Жизнь хрупка, как хрустальный сосуд. Если к ней относиться бережно, то и сосу…

Опубликовала  пиктограмма женщиныНадя Ямщикова  29 апр 2020

Как бы сильно мы ни старались, как бы сильно чего-то ни хотели… у некоторых историй не бывает счастливого конца.

Опубликовала  пиктограмма женщиныCarly  28 авг 2015

Дядюшкин сон (из цикла поэтических диалогов: о Ф.М.Достоевском)

https://stihi.ru/2019/04/16/1967

В Мордасове, высшего света дама жила,
Дочку растила, Зинаидой звала.
Мария Александровна грозной была,
Супруга запугала, душа замерла.

Зиночка чиста, как бриллиант была,
Сплетникам мать шалить не дала.
К ним князь заезжий, лысый слепой,
Бывший ловелас, юмор небольшой.

Матушка быстро всё в ум взяла,
Богатый князь, на него бы права.
Кумушки Мордасовские в оба глядят,
Дочерей тоже замуж хотят.

Опубликовала  пиктограмма женщиныНадя Ямщикова  20 сен 2020

ГЕРАСИМ

Ольга Ивановна была не просто женщиной с ужасным характером, она была женщиной с невозможным характером. Муж ушёл, сына забрала вторая чеченская, и ей казалось, что в этом виноват весь мир. Она работала в ЖКХ главным бухгалтером. Ее ненавидели не только все бабки района, которые зашли просто узнать, «скажите, как вы так начисляете?», но и все коллеги, которым она распределяла зарплату по каким-то своим, неведомым никому законам. На нее постоянно жаловались руководству. Руководство не хотело сест…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  23 апр 2019