Изучая тему потребления крепких напитков на Руси, мы обнаружили громадный спектр явлений, от обычного немотивированного бытового пьянства, с одной стороны, до высочайших духовных взлетов, с другой.
Один полюс достаточно хорошо изучен:
-продавцами винных отделов
-врачами-наркологами,
-участковыми милиционерами
и акцизными чиновниками.
Другой — представлен в эпохальном, не всеми еще понятом до конца, но от этого не менее значимом произведении «Граненая скрижаль», напечатанном в известном академическом журнале «Субъект и его реальность"[1].
Эта сокровищница Российской эзотерической мысли долго еще будет будоражить умы пытливых исследователей третьего тысячелетия.
Ваше здоровье!
Однако, этот вариант, хотя и становится более популярным, не занимает пока сколько-нибудь значительного места в общем объеме потребления крепких напитков на Руси.
Так, куда же все-таки уходит большая часть легально потребляемого спиртного?
Сегодня нам хотелось бы рассмотреть необычайно распространенное в нашей российской культуре явление, которое можно условно обозначить как «Встреча по поводу» или попросту «Вечеринка».
Повод при этом может быть любой, а потому и конкретные названия действия бывают весьма разнообразны:
— день рождения (вариант: крестины, именины, поминки, свадьба),
— приезд (вариант — отъезд) кого-либо куда-либо,
— встреча Нового Года, (вариант: День конституции, печатника, танкиста, психолога и т. п.)
— церковные праздники: Благовещение, Покров, Успение, Рождество.
— социальные мероприятия: сдача годового отчета, встреча одноклассников, а также всевозможные юбилеи, годовщины, вручение премий и переходящих символов.
Добросовестно отнесясь к изучению этого явления, мы с удивлением обнаружили, что все это колоссальное разнообразие сюжетов подчиняется четырем основным принципам, подобным тем, что сформулированы в знаменитой работе В. Я. Пропа «Морфология Русской волшебной сказки"[2].
1. Постоянными и устойчивыми параметрами «Вечеринки» служат четыре неизменных фазы (стадии) и функции стандартного набора действующих лиц.
2. Число функций, как и число амплуа действующих лиц всегда ограничено.
3. Последовательность и структура фаз всегда одинакова.
Отсюда вывод:
4. Все вечеринки однотипны.
Какова же структура и основные персонажи этого волшебного, а возможно, одного из наиболее тайных, можно смело сказать, сакральных ритуалов нашей культуры?
Чего скрывать — нам было легко! Первое, что поражает и чего так часто недостает в иных исследованиях — это обилие экспериментального материала.
Каждый, мы не боимся этого слова, независимо от образования, пола, возраста и места жительства на просторах нашей необъятной Родины, может с уверенностью считать себя экспертом.
Редчайшие исключения лишь подтверждают это правило, но мы таковыми не оказались.
Ваше здоровье!
Однако, к теме.
Рассмотрев означенное действие, как целое, мы выделили в нем четыре существенных стадии (фазы) и стандартный комплект основных персонажей.
При этом было замечено, что каждая стадия длится приблизительно 1,5 — 2 часа, а функции персонажей целиком и полностью определяются номером стадии и никоим образом не связаны с первоначальным названием самого действия.
Итак, первая стадия — РИТУАЛЬНАЯ.
В области стиля — чопорно-приличная.
Участники пока относительно трезвы. Налицо демонстративная вежливость и, что немаловажно, все помнят по поводу какого события собрались.
Острое чувство ритуала, тосты, некоторая театрализованность мизансцен, слов, жестов, поворотов головы и т. д.
Другими словами, пиджак еще не снят и на брюках еще нет следов от салата.
Вторая стадия — ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ.
Наступает после третьей-четвертой рюмки. Характеризуется большей раскованностью, время от времени соскальзывающей в развязность.
Тема вечера постепенно размывается соразмерно с повышением уровня общительности.
Тосты становятся все более взволнованными и возникают хаотически.
Это, так сказать, тосты «на бреющем полете». Появляются группировки и, соответственно, сепаратные тосты.
Действующие лица переходят к более крепким напиткам.
Одновременно происходит обострение сексуального интереса.
Тот, кто напивается раньше всех, уже напился.
К концу фазы возникает ситуация:
— «Не хватило выпивки. Скинемся по тридцать рублей (вариант: десять, сто…)».
В этот момент определяется амплуа активиста-организатора.
Третья стадия — ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКАЯ.
На всем протяжении первой фазы о ней еще никто не подозревает. Каталог стереотипных мизансцен:
а) атмосфера несколько утяжеленного флирта, витающего в пространстве.
б) девушка-Муза убегает. Поисковая группа, кидающаяся вдогонку, находит ее плачущей навзрыд в ближайшем сугробе.
в) танцы с элементами спонтанного эротизма (вариант — песни под гитару).
г) выяснение отношений. Старые и новые обиды и тому подобное.
д) парочки разбредаются по углам. Постоянно занятый санузел. Жена плачет на кухне и так далее.
е) на протяжении третьей фазы оформляется несколько классических типов повествований-рассказов. Наиболее яркие из них — охотничьи и эзотерические.
ж) наблюдается расширение представлений о совместимости продуктов, снижение порогов восприятия, исчезновение болевого синдрома.
з) исчезают многие дихотомии, такие, как свой — чужой: свой стакан — чужой стакан, своя шапка — чужая шапка, своя жена — чужая жена.
А также существенно изменяются представления о времени и пространстве.
и) повод забыт полностью.
Четвертая стадия — ТЕРМИНАЛЬНАЯ.
Общие принципы:
— уменьшение количества участников (по разным причинам),
— из общего фона неумолимо выделяется компания, говорящая о чем-то высоком, существенном, важном для каждого (назавтра об этом никто не вспомнит).
— эта же компания уничтожает остатки спиртного в доме, отыскивая его среди бабушкиных запасов наливки, настоек элеутерококка и женьшеня.
— настойчивые поиски места, где можно принять горизонтальное положение. Некоторым эта удается. Не всем…
— впадение в забытье, спонтанный уход от реальности.
— случаи внезапного просветления, сатори, самадхи и другие паранормальные состояния (завтра об этом никто не вспомнит!).
Финал напоминает нечто расползающееся во мгле наступающего утра. Рассвет обычно бывает особенно хмур и неприветлив.
Каждая стадия занимает в среднем 1,5 — 2 часа. Таким образом через 6, максимум, 8 часов сценарий любой «Вечеринки» оказывается полностью исчерпан.
На протяжении всего действия вид стола меняется.
По состоянию стола можно с большой степенью точности диагностировать фазу.
Действующие лица:
— Влюбленная парочка.
— Девушка, которая на всех виснет (ярко проявляется во второй фазе).
— Гурман высокой квалификации.
— Семейная пара.
— Одинокая женщина на охоте.
— Непьющий родственник (вариант: сильно пьющий родственник).
— Девушка, на которую никто не обращает внимания.
— Мужчина, который напивается раньше всех.
— Девушка — Муза, которая всегда убегает. Она же плачет навзрыд.
— Плейбой.
— Сводня.
— Хозяйка.
— Обличитель.
— Юная особа, с ужасом взирающая на взрослых.
— Хмурый парень. Потенциальный агрессор.
— Соседка снизу (вариант — сверху) зашла на шум (начало третьей фазы).
— Танцор. (Гитарист).
— Тамада — весельчак. Душа компании.
— Бывалый. «Поживите с мое…», «Сейчас я вам объясню…»
— Девушка — хохотушка.
— Персонаж, который постоянно что-то жует.
Исследуя экспериментально полученную структуру, мы неожиданно для себя обнаружили, что действие неукоснительно разворачивается во времени по вышеозначенному сценарию практически независимо ни от количества и крепости выпитого, ни от числа и возраста участников, ни от других факторов.
Здесь, по всей видимости, мы имеем дело с одной из базовых матриц сознания, которая формируется в первые месяцы беременности, когда будущая мамаша еще активно участвует в мероприятиях подобного рода.
В дальнейшем матрица инициируется — буквально в первые же годы жизни младенца.
Как показывает практика, любой представитель рассматриваемого этноса независимо от региона мгновенно узнает вышеописанный сценарий и легко находит в нем свое место.
Данная работа, как вы сами понимаете, носит постановочный характер.
Каждый из вас наверняка смог бы что-то добавить в список персонажей, а также вычеркнуть или обобщить.
Недостаточно изучена динамика стадий, в зависимости от различных факторов,
— слабо конкретизированы сюжетные линии отдельных действующих лиц,
— не проработана возрастная и профессиональная специфика.
А лексика, а шлягеры, а звучание ансамбля в целом?
Да, что там говорить — поле, поле непаханое!
Авторы самоуверенно полагают, что изучение этого уникального явления мировой (и этого слова мы тоже не боимся) культуры могло бы стать темой множества диссертаций —
в области психологии,
— социологии,
— психолингвистики,
— истории,
— этнографии,
а также политологии и других общественно-полезных наук.
Ваше здоровье!
Литература
В. Я. Пропп, Морфология Русской волшебной сказки.
Книжка, с детства любимая авторами данного исследования. Теперь, наконец, стало понятно почему.
В. В. Бондаренко. Граненая скрижаль. Реальность и субъект, 3, 1999.
Эпохальная, как было уже сказано работа, где раскрываются тайные грани или ступени восхождения к сокровенному смыслу, посредством простой и казалось бы хорошо известной всем формы.
Э. Берн. Игры в которые играют люди.
Прекрасному американскому исследователю не повезло: он не там родился. Россия — вот где простор, вот где игры!
в соавторстве с В.В. Бондаренко