Художник Леонард Фужита обожал женщин и кошек
Леонард Фужита (Tsuguharu Foujita, 1886 — 1968), французский живописец и график, родился в Японии, в семье благородных кровей, в которой всех сыновей традиционно отсылали на военную службу. Но с ним такой номер не прокатил — он плюнул на стопы предков и традиции и поступил в Императорскую Школу Искусств в Токио (в наши дни, Токийский Национальный университет Изящных Искусств и Музыки).
С самого начала ему сопутствовал успех. Все указывало на то, что он родился под счастливой звездой. Одну из его картин даже приобрел сам Император всея Японии — Хирохито.
Но все же, по окончанию школы Фуджита отправляется в 1912 году в Париж — обитель свободных нравов, неудержимой романтики и прогрессивной творческой интеллигенции.
О появлении имени Леонард, скажу в конце статьи. На самом деле, его имя Цугухару, а фамилия — Фудзита.
Он по-настоящему влюбится в европейскую живопись, где в отличие от японской, на полотнах, как ему казалось, присутствовала чувственность и душа. Спустя год, попросив разрешение у отца, он, с 1913 года, официально «прописывается» в Париже, где становится завсегдатаем монпарнасских сборищ и где, в один из вечеров, знакомится с Модильяни, Матиссом, Пикассо, Леже, Хуаном Грисом.
Здесь Леонард начинает все с нуля. Изобретает свой собственный стиль, чтобы как-то выделиться в современном обществе художников. Изобретает совершенно прозрачный, ближе к рисунку цвет, напоминающий технику гравюры. Особенно ему нравились белые, с оттенком лаванды и серые цвета.
По идее, как он рассуждал, что старался создать гармонию между строгостью японского характера и чувственной свободой Матисса. Фужита вдруг осознал, что в японской живописи, в которой ведущее место отведено природе, в качестве носительницы божественного начала, очень мало обнаженных женщин и решил по-своему развить эту тему. Особое внимание он уделяет цвету кожи, линиям шеи и плеча. И его линии получались и смотрелись, как своеобразные головоломки.
В Монпарнасе, в одном из многочисленных ресторанчиков, он познакомится и с Фернандой — первой моделью и звездой эротической фотографии, на которой, в конце концов, и женится. Знал ли обо всем этом его кровожадный папаша: о Монпарнасе, о жене — проститутке? Если б знал, то сынку на Родине точно было бы обеспечено харакири. Ведь, он был потомком семьи самураев
Он пытался рисовать Фернанду, но у него ничего не получалось. Наверное, из-за того, что она, на то время, была эталоном красоты и форм, секс — символом Парижа, благодаря откровенным открыткам и успешному бизнесу первой студии эротики, которой руководил фотограф — Jean Aglou. Но он добился ее расположения, тем, что подарил ей, необычайно красивый, сделанный за одну ночь, в восточном стиле, браслет из цветов. Через две недели они поженились.
Фернанда, как могла, помогала и поддерживала его. Однажды, когда они бедствовали, она взяла несколько акварельных рисунков и отправилась к одному богатому галеристу. Пошел дождь и она, уже не думая о выручке, предложила в обмен на две картины, дать ей зонтик. Спустя какое-то время, галерист нашел художника и купил все его работы.
Они могли появиться на костюмированном балу в такой одежде: Леонард в набедренной повязке, Фужита — в сетчатой, прозрачной ткани на голое тело. Но такие выходки, не портили имидж серьезного и дисциплинированного человека, с великолепным чувством современного стиля и тонкого юмора.
Его моделями были и Жана Эбютерн, гражданская жена Модильяни, и знаменитая натурщица — Кики; Королева Монпарнаса; Kiki de Montparnasse (Alice Ernestine Prin), в любовниках у которой числился продвинутый американец, авангардист и сюрреалист — Man Ray. О, Париж! Свободные нравы и подобострастная любовь красивых женщин! Попади в то время, уверен — голова бы пошла кругом. Не от женщин — от атмосферы… Ну, ладно, от девушек тоже))
По правде сказать, девушки не были без ума от странного вида японца, с серьгами в ушах и стрижкой под «горшок». Но вежливость, обходительность, пронзительный взгляд, который внушал доверие и вызывал расположенность, делали свое дело. К тому же, он являлся одним из немногих художников Монпарнаса, которые на ранней стадии творчества зарабатывали большие деньги. И он был предметом зависти. Фужита первым из художников смог в своей студии установить ванну с горячей водой. Так, между прочим, ему преподавала уроки танцев сама Айседора Дункан!
Он любил женщин. А еще и кошек. И наибольшую известность ему как раз и принесли их изображения, написанные в оригинальной манере. Тонкость линий, изящество обнаженных моделей с томными взглядами, обязательное присутствие милых и пушистых созданий — таким он видел свой мир живописных изображений.
После персональной выставки в 1918 года Фужита становится популярным и даже модным художником. Он мечтал покорить Париж и это ему удалось. Какая награда за творчество, изобретательность и предприимчивость! А что может быть дороже на чужбине, чем признание, уважение и любовь!
В дальнейшем он будет много путешествовать. Посетит Америку, Бразилию, Мексику, Аргентину. Во время Второй Мировой войны вернется в Японию и будет служить императору Хирохито, вдохновлять и поднимать боевой дух своей родной страны. После войны он опять вернется на Запад. Такой получается типичный восточный хамелеон, об осторожном отношении к которым, предупреждали наши гении: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов.
В 1955 Леонард Фужита получит французское гражданство и параллельно будет удостоен ордена Почетного Легиона. Ценители искусства видят заслугу Фужиты в том, что он смог, с присущей ему тонкостью и деликатностью, объединить две школы живописи — Востока и Запада. Он станет католиком и возьмет христианское имя — Леонард, в честь Леонардо да Винчи. В 1965 по 1966 Фужита, который обожал женщин и кошек, построит и распишет часовню Богоматери в Реймсе.
В 1968 году его не станет. Даже люди, рожденные под счастливой звездой — не вечны и напоминают о том, что жизнь, на самом-то деле, весьма короткая и не бессмысленная штука, если ценить ее и не распылятся ею по мелочам.