Филипп Малявин. Русский художник.
Учился в сельской школе; с малых лет очень интересовался иконами в деревенской церкви и пробовал подражать им; 14 лет ушел с богомольцами на Афон, чтобы учиться иконописи, поступил послушником в монастыре святого Пантелеймона, стал работать в иконописной мастерской и расписал стены небольшой церкви. В 1891 г. на Афон приехал скульптор В. А. Беклемишев, который увидел работы Малявина и был поражен его талантом. Вернувшись в Россию, Беклемишев разыскал Малявина в подворье Пантелеймоновского монастыря в Петербурге, поселил его у себя и подготовил к поступлению в Академию. В два года с выдающимся успехом Малявин прошел весь курс дореформенной Академии и начал выставлять на передвижных выставках. После реформы Академии Малявин решил остаться еще на некоторое время в мастерской Репина. В 1898 г. Малявин выступил на конкурс со своей картиной «Смех» и другими вещами, получил звание, но в заграничной командировке ему было отказано. В 1900 г. «Смех» был выставлен на всемирной выставке в Париже, где Малявину была присуждена золотая медаль; потом картина была выставлена в Венеции, где ее приобрело итальянское правительство для Венецианской Академии. По окончании Академии Малявин поселился в деревне, в Рязанской губернии, где построил себе мастерскую. Свои картины Малявин выставлял на выставках журнала «Мир Искусства», «36», «Союза», в «Салоне», на выставке, устроенной Дягилевым в Париже при «Salon d’Automne», на выставках «Secession» в Берлине и Мюнхене, в Риме, в Венеции. На всех этих выставках появлялись характерные малявинские «ба бы» в ярких, пестрых сарафанах, отличные портреты и рисунки. Кроме первой картины: «Смех», следует упомянуть «Вихрь» (1906), «Крестьянская девушка» (1899), «Баба» (1904), «Две бабы» (1905). Из портретов очень интересны: «Портрет Ники», «Семейный портрет», портреты И. Репина, К. Сомова, М. Нестерова. По характеру живописи Малявин стоит ближе к Бенару и Цорну, чем к Репину. «Таких красивых сочетаний красок, такой бравурности в технике, такой великолепной простоты и смелости не найти на всем протяжении истории русской живописи» (Александр Бенуа). В Третьяковской галерее находятся: «Крестьянская девушка», другая такая же, «Вихрь», «За книгой» и много рисунков; в Русском Музее Императора Александра III — «Баба»; другие произведения Малявина находятся в частных коллекциях за границей и в России. — См. И. Остроухов и С. Глаголь «Художественная галерея П. и С. Третьяковых»; Александр Бенуа «История русской живописи в XIX в.». С. Р-ва.