Неизвестное об известных скульптурах
А вы знаете, что у каждой знаменитой статуи — свои секреты?
У каждого значимого произведения искусства есть некое «двойное дно» или загадка, известная немногим. А бывает и так, что оно совсем не вписывается в наши о нём представления.
Античность в цвете
Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных на примере известного монумента «Август из Прима-Порта» подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.
Косоглазый Давид
Знаменитая статуя Давида, созданная Микеланджело Буанаротти в начале XVI века, веками считалась образцом мужской красоты. Однако мраморный юноша оказался далеко не совершенен: дело в том, что Давид — косоглазый.
К такому выводу пришёл американский учёный Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил своё детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.
Кстати, ещё один нюанс: статуя была сделана Микеланджело из куска использованного белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этой глыбой работать, а потом бросил.
Смерть, вдохновившая на творчество
Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Она была создана в 1930 году, но её скульптор до сих пор остаётся неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссёра Бергмана на создание картины «Седьмая печать» — об общении Рыцаря и Смерти.
Руки Венеры Милосской
Знаменитая фигура Венеры второе столетие занимает почётное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашёл её в 1820 году на острове Милос, но на тот момент обе руки скульптуры были в наличии: в левой богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней статуи, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.
Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской
Всемирно известную статую Ники нашёл на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед.
Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны — все они портили шедевр.
Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своём несовершенстве.