Попса или популярность?
Эта тема затерта до блеска глянцевыми журналами. Она у всех на устах: у тех, кто слушает эту самую попсу, и у тех, кто ненавидит ее всем своим естеством. О ней говорят все и везде: на то она и популярная.
Признаюсь честно: писать на эту тему не легко. Я отношусь к той группе ненавистников попсы, которые предпочитают ее не слушать, не видеть и даже не говорить о ней. Ибо уже в самом корне слова заложен его смысл. Музыка для… тех, кто не интересуется настоящим искусством, а ищет ему суррогат. Для души, так сказать, но не для ума. Ум здесь совершенно отключен — в противном случае как можно назвать коллектив вокально-инструментальным ансамблем, если в нем абсолютно никто не играет ни на каких инструментах?
Попытаемся вывести формулу популярности. В моде оригинальность, плюс креатив, плюс талант. В том явлении, которое мы называем поп-музыкой, не присутствует ни одной составляющей. Вывод: о какой популярности идет речь?
Если говорить о ценности этой музыки в канве современной культуры… думаю, не будь попсы, мировая культура не потеряла бы ничего. Наоборот, даже приобрела. Тех исполнителей, которых по иронии судьбы занесли в список «попсовиков». Сейчас даже модно новые направление придумывать: «поп-джаз», «поп-рок», даже классику переделывают под современность. А какая она, современность? Кто более востребован на сцене: квинтет из особей неопределенного пола или команда старых рокеров, девочки в поясах вместо юбок и полным отсутствием музыкального слуха и чувства собственного достоинства или солистка оперы в средневековом платье?
На современной эстраде (назовем ее так, дабы не называть явление не присущим ему именем) стерлась граница между полами. Нет, грань между сценой и закулисьем еще есть (это хорошо, что артисты еще не переодеваются прямо на сцене). А вот различия между теми, кто на сцене — практически неразличимо. С «галерки» уж точно не разглядеть. Да и по голосу не различишь — налицо его полное отсутствие. Но в чем парадокс — народу это нравится. Опыт показывает: массовый зритель «съест» все. Все, что не будет выделяться оригинальностью и не заставит мозг включаться в работу. Ибо даже слушать нам лень…
Ролевые игры — это оригинально. Ролевые игры на эстраде — это совершенно не то. Здесь роли выбирают для того, чтобы потом играть всю жизнь. Музыка? Здесь ею и не пахнет. Музыка остается в консерваториях, в оперных театрах. В конце концов, дома на диске в формате МР-3. и увлечение «популярной» музыкой популярности не добавит…
И в завершение — несколько слов о гендерных стереотипах. Так уж повелось — популярны нынче на эстраде мальчики а-ля девочки и девочки а-ля мальчики. Мол, сексуальная революция, феминизм, и прочее. А теперь оглянитесь вокруг. Никаких баррикад, никаких манифестов. Никаких кровавых расправ. Революции нет. Пора бы снять розовые очки. Попытка выделиться неактуальна — на сцене миллион таких, сфабрикованных по одному шаблону.
Стереотипы нужно не объяснять. Их нужно ломать. Это оригинально. Настоящий талант не зависит от половых признаков. Он или есть, или его нет. Создавать его (талант, точнее, видимость его наличия) за счет половой принадлежности — как минимум моветон. И пора бы уже задуматься о необходимости революции — культурной.