Что такое интеллект?
Существует множество мифов о человеческом интеллекте. Один из наиболее широко распространенных гласит, что интеллект дается от рождения, что это дар природы и изменить здесь ничего нельзя. Такое утверждение - не более чем миф, оно не соответствует действительности! Приведем пример. У вас «вертится на языке» имя известного художника, спортсмена или политика, название города или какого-либо предмета. Вы точно знаете, кого или что имеете в виду. А вот имя или название никак не можете вспомнить. Это очень распространенная ситуация.
Психологи называют это языковым торможением, которое не имеет ничего общего с интеллектом. Но представьте себе, что языковое торможение наступает тогда, когда нужно сдать специальных языковой тест. Какими будут ваши результаты? Наверное, у вас был неудачный день. Возможно, вы просто устали, а может, думать мешала пасмурная или слишком жаркая, знойная погода. Несомненно, результаты теста на интеллект в этот день окажутся неутешительными.
Интеллект - это не фиксированная величина, он меняется каждый день, даже ежеминутно. Конечно, вы можете возразить, что интеллект может ухудшиться, но никак не улучшиться. Но это тоже заблуждение! Существует простое доказательство этому. Мышление, связанное с речью, - вот что является основным критерием измерения интеллекта. А что будет, если проверить ваши языковые способности с помощью интеллектуального теста на японском языке? Возможно, коэффициент интеллекта составил бы ноль целых и несколько десятых. Но если бы вы пошли на курсы японского языка и сдали этот же тест через пару месяцев, результат был бы другим.
Конечно, это очень простой пример. Тем не менее он доступно иллюстрирует, что интеллект лишь частично основывается на опыте и знаниях. Интеллект - это просто способность быстро и эффективно решать проблемы. Если вы, к примеру, никогда не видели консервного ножа, придет ли вам в голову использовать этот странный предмет для того, чтобы открыть банку с сардинами? Но если вы знаете, что это приспособление применяется для откупоривания консервных банок, то ситуация «сардины в банке» не составит для вас проблемы.
Наверняка вам хоть раз приходилось сдавать интеллектуальный тест, и вы уже знаете, чего от себя ждать. Но даже если вы никогда не сдавали подобного теста, то, конечно же, имеете представление о своем уровне интеллекта. Мы ежедневно сталкиваемся с различными проблемами и замечаем, что некоторые люди решают подобные проблемы за более короткое время. Считается, что люди, быстро и эффективно решающие свои проблемы, обладают высоким уровнем интеллекта. Однако мы не только наблюдаем за другими, но и оцениваем самих себя. Успехи других служат для нас своего рода критерием. Выходит, что каждый из нас имеет представление о собственном интеллекте и может оценить свой уровень интеллектуального развития - высокий он, средний или низкий.
Как образуется интеллект?
Отчасти интеллект дается человеку от рождения. Но это действительно только лишь часть, а именно — внешние рамки наших умственных способностей. Гораздо более важно то, как мы распоряжаемся своими способностями, как часто мы их используем и развиваем. Представим себе эти рамки в виде пустого сосуда, который по желанию можно наполнить водой (интеллектом). В сосуде вместимостью четверть литра, наполненном до половины, будет, несомненно, больше воды, чем в двухлитровом сосуде, в котором вода лишь покрывает дно. Так по-разному люди используют свои способности.
Различные исследования показали, что даже самые умные из нас используют не более 10% своих умственных способностей. Если Альберт Эйнштейн использовал всего лишь 10% своих умственных способностей, то каким обширным был его интеллект? И какое огромное пространство открывается для повышения интеллектуального уровня! Если бы нам с помощью тренировок удалось повысить свой коэффициент интеллекта хотя бы на несколько процентов, мы все были бы всезнайками.
Мы используем всего лишь 10% наших дремлющих способностей, а это значит, что мы не выходим за рамки способностей, данных нам от рождения. Все зависит от того, как мы распоряжаемся этим огромным потенциалом, как мы его используем.
Интеллект и наш мозг
У каждого человека свой образ мышления. И способности у каждого разные. Во многих случаях понятие способности) можно заменить понятием «интеллект». Например, человек, имеющий посредственные лингвистические способности, оказывается очень одаренным в области математики или конструирования (практический интеллект). Это значит, что интеллект может «обитать» в совершенно разных областях мозга. У многих он распределен равномерно, но есть люди, способности которых ограничиваются только несколькими сферами. Психологи проводят исследования, чтобы понять, как обращаться с интеллектуальными способностями и насколько представления об" интеллекте соответствуют реальности. Они изобрели множество различных моделей, наглядно объясняющих, что же такое интеллект.
Так как интеллект обуславливает огромное количество самых разных способностей и умений, важнейшим вопросом является следующий: по каким критериям (или способностям) оценивать интеллект и каково количество этих критериев? Психолог Гилфорд, анализируя процессы человеческого мышления, обнаружил 120 различных факторов интеллекта. «Очень неудобная модель», - подумали его коллеги и начали работать над изобретением более простой модели.
Мейли значительно упростил эту модель, ограничив ее четырьмя критериями. Но для критиков этого было совершенно недостаточно. Вскоре ученые пришли к выводу, что интеллект - не в определенном количестве факторов и умений. Это огромное количество различных умственных способностей необходимо объединить в группы. Психолог Л. Л. Терстоун распределил умственные способности на семь групп и разработал доступную и впоследствии широко признанную модель. Обычно у человека не все факторы интеллекта развиты в одинаковой степени. У некоторых даже высокоодаренных людей очень хорошо развиты только некоторые способности.
Примеры этому можно часто увидеть в различных телешоу. Практически у всех так называемых вычислителей - людей, выполняющих за доли секунды сложнейшие математические операции, интеллект развит односторонне. Встречаются и особые случаи, когда по остальным критериям интеллект развит настолько слабо, что таких людей даже называют круглыми дураками. Первый человек, у которого с помощью научных исследований был обнаружен такой необычный вид интеллектуального развития, был фактически слабоумным, но за очень короткое время мог определить, какое число на какой день недели приходится.
Впрочем, даже у самого умного и одаренного человека могут быть слабые места, то есть недостаточно развитые в некоторых сферах интеллектуальные способности, хотя чаще всего одна сфера мышления может быть развита довольно плохо, а все опальные хорошо. В идеальном случае человеческий интеллект отличается тем, что все его способности развиты по возможности равномерно. В таком случае говорят о гармоничном интеллектуальном развитии. Устраните с помощью этих упражнений свои слабые стороны и развивайте сильные!