В интернете активно обсуждается тема закрытия в России элитных школ и гимназий. Официальная причина — якобы для того, чтобы уравнять и стандартизировать образование для всех детей.
Не нужно путать демократические принципы равенства перед законом и равенство способностей. К сожалению, люди не равны по своим способностям и задаткам: кто-то сильнее, кто-то быстрее, кто-то лучше других рисует или лепит, а кто-то лучше других выполняет физические упражнения или решает интеллектуальные задачи. Уверенность, что любого ребенка можно научить, чему угодно — это педагогический волюнтаризм.
Специализированные школы нужны — как для потенциально талантливых спортсменов, так и для потенциально талантливых художников, музыкантов, интеллектуалов и т. д. Еще в 1930-е годы в психологической науке было убедительно обосновано, что все способности детей имеют свои периоды манифестации. Если ребенок, например, проявляет художественные способности в 5−7 лет, и рисует совсем не так, как все дети, имеет свой взгляд на мир, а эти способности не будут своевременно замечены и не получат развития, через пару лет его талант и самобытность угаснут навсегда.
Точно также все остальные способности. Талантливый ребенок, погруженный в обычную образовательную среду, быстро усредняется, и как талант — гибнет. Он должен иметь не только такое же талантливое окружение, но и таких же талантливых (не среднестатистических) учителей и воспитателей.
Но отбор в такие школы должен зависеть не от материального или административного статуса родителей, а от результатов адекватного и серьезного исследования способностей детей с помощью современных психологических тестов, как это делал в свое время в России Фонд Сороса, который вывез из страны несколько тысяч будущих талантов. Во многих странах такие дети, независимо от происхождения, вероисповедания, национальности и финансовых возможностей родителей получают солидное бюджетное обеспечение на весь период обучения в школах и вузах.
Талантливых людей в любом сообществе вообще не слишком много — примерно 1%, и не от всей популяции, а от всех высококвалифицированных и признанных специалистов в той или иной области знаний или практики. Но именно этими людьми делаются открытия и изобретения, создаются новые технологии и материалы, шедевры музыки или живописи. И мы, как и любой другой народ, заинтересованы в том, чтобы таких людей было больше, чтобы даже в периоды экономических трудностей их способности адекватно развивались, чтобы они получали хорошее образование и оставались жить, работать и творить в нашей стране — для нашего общего блага.
Когда мы позволяем всяческим западным фондам проводить тестирование детей для выявления их особых способностей, а затем эти дети приглашаются на учебу в западные страны и во многих случаях остаются там навсегда — это обычно характеризуется как «утечка мозгов», а надо бы оценивать как преступление против нашего общего будущего.