Помните популярнейший некогда телепроект Первого канала «Фабрика звезд» и его гимн: «Круто! Ты попал на ТВ. Ты звезда»? В этом проекте за право пробиться на эстраду и в эфир соревновались молодые люди с некоторыми музыкальными способностями и страст-ным желанием прославиться. Кому-то это даже удалось, а кто-то, столкнувшись с жестокими реалиями отечественного шоу-бизнеса, в ужасе бежал прочь, оставив мечты о всенародной славе.
На телеканале «Дождь» тоже решили поискать будущих звезд. Телезвезд. То есть людей, мечтающих стать телеведущими. Попасть на ТВ. Тридцать добровольцев, набранных в проект «Большая перемена», проходили профессиональное обучение прямо в эфире «Дождя» под руководством его сотрудников, а попутно слушали лекции мэтров, журналистов с большим опытом и стажем, которые не скрывали от «новобранцев», сколько им открытий чудных готовит столь влекущий их мир ТВ.
«Сегодня в России нет журналистики. Есть отдельные журналисты, но нет журналистики как четвертой власти», — констатировал Владимир Познер, предложив своим слушателям крепко подумать, прежде чем идти в журналистику.
Своим молодым слушателям старейший российский телеведущий рассказал историю из собственной жизни. Однажды, когда он работал в Америке, их, известных журналистов, собрал профессор журналистики Фрэд Фрэндли. И предложил им такую ситуацию: «Представьте, что вы берете интервью у министра обороны в его кабинете. Во время интервью звонит телефон, и министр, извинившись, на несколько минут выходит из кабинета. А вы видите, что у него на столе лежит бумага с грифом „Совершенно секретно“, которую вы читаете и из которой вытекает, что ваша страна через десять дней собирается напасть на другую страну. Как вы поступите? Вы об этом сообщите?»
Позже Владимир Познер, возглавляя школу телевизионного мастерства, задавал этот вопрос всем своим ученикам — тележурналистам из разных регионов России, и ни один из них не сказал, что обязательно бы об этом сообщил. «Я же патриот, я не могу», — таков был типичный ответ большинства российских журналистов.
А вот американские журналисты на той встрече с профессором Фрэндли чуть ли не хором сказали: «Конечно, мы постараемся об этом сообщить. При чем тут патриотизм?»
«Если информация касается жизни сограждан, как же журналист может о ней умолчать, — подытожил Познер. — Это его долг».
И тут один из молодых людей, желающих стать телезвездой, задал сакраментальный вопрос: «Правда дороже Родины?» Познер задумался, а потом привел пример из той же американской практики.
Во время вьетнамской войны нашлись документы, доказывающие, что президент Джонсон наврал стране. Эти документы оказались в распоряжении редакции «Нью-Йорк Таймс». Собралась редколлегия, которая должна была решить, публиковать их или нет, ибо они наносили колоссальный удар по престижу Америки и ее президента. И опубликовали, рассудив, что народ должен знать, если ему врет его президент. В этом заключается журналистика. «Что они выбрали — правду или Родину? — спросил Познер у своей аудитории и сам же ответил: — Они выбрали правду, но на самом-то деле — выбрали Родину. Правда, пусть и самая жестокая, и есть любовь к Родине».