Франсиско Гойя. Офорты Капричос
Франсиско Гойя — знаменитый художник, который известен своими неоднозначными картинами. Кажется, что большинство из них созданы на грани какого-то болезненного психоза. Они удивляют и даже пугают. Стоит сказать, что для его времени (1746−1828), это было очень необычно. Многие его работы не понимают даже в наше время.
Серия офортов Франсиско Гойя, которая представлена здесь, называется Los Caprichos, Капричос, что переводится, как — Причуды. Серия была закончена в 1799 году. Все они являются своеобразными карикатурами, высмеивающие существующий порядок Испании — политический, социальный и религиозный строй того времени. Не только он, но и многие другие люди были возмущены тем, что происходит вокруг. Разжиревшая от безнаказанности церковь предавала инквизиции кого только пожелала, посылая на плаху и костёр неугодных ей людей. Дворянство, которое было настолько далеко от обычного народа, что не желало ничего делать для процветания страны и становилось похоже на беззаботных животных — ослов, которые только едят, пьют и развлекаются в своих имениях.
Капричос руки мастера Франсиско Гойя были созданы его желанием хоть как-то изменить общество. Он пытался указать всем окружающим на существующие проблемы. Конечно, его зрители и без того всё видели и понимали, но им нужна была подпитка и поддержка, что бы начать совершать культурную революцию, сначала в умах, а потом и в реальности. Дурные стороны жизни XVIII века казались Гойя настоящим злом. Он страдает от того, что видит деградацию общества, падение нравов и морали. Всё это отразилось в его гравюрах, где гротескные, карикатурные, символические, зашифрованные образы существуют в некоем мрачном пространстве. Именно такой Гойя и видел Испанию его времени — мрачное, инфернальное место, где церковь и власть, распутство, пьянство и социальная деградация день за днём убивают некогда великую страну.