Саше Похилько явилась Богородица, предсказавшая ему будущее.
Александр Похилько в свои 23 года твердо стоит на ногах, которых у него нет.
Вместо ног у него протезы. Кистей рук у Саши тоже нет, но он и без них — мастер. Ловко вдевает нитку в иголку, лихо набирает номера на своем «айфоне». А еще крепко держит кисть или баллончик с краской.
— Нравится? — спрашивает Александр, заметив как я пристально рассматриваю его работы.
— Очень! — вырывается у меня. Я не льщу, восторг искренний. Взрыв эмоций испытывает каждый, кто видит Сашины картины. Полотна радостные, словно фейерверк. Яркие, как их автор.
Александр Похилько — профессиональный живописец, он учится на четвертом курсе Московского государственного академического художественного института имени Сурикова. И уже известный, востребованный художник — его выставки прошли в Москве, Париже, Нью-Йорке. Ценнники на полотна Похилько уже зашкаливают за десятки тысяч евро.
Судьба
Жизнь Саши Похилько похожа на сказку про Золушку. Брошеный малыш, родившийся без рук и без ног, смог подняться на вершину жизни.
Ему помогали любящие его люди. Больше всех — приемная мама Светлана, регент церковного хора, в пять лет забравшая его из детдома. Помогли добрые врачи, сделавшие ему протезы ног. Помогли известные артисты Игорь Верник, Евгений и Марина Мироновы — учредители фонда «Хочу ходить!», давшие на них деньги.
Помогли мудрые наставники-учителя, научившие мальчика творить и не жалеть себя.
— Саша, вокруг есть много людей, которым гораздо хуже, чем тебе, — говорили ему. — Бог каждому дает крест по его силам!
Светлана перевезла Сашу из Пятигорска в Сергиев Посад, под Москву. Поближе к православной святыне — мощам Сергия Радонежского. К чудотворцу, которому матери молятся за своих детей, просят даровать им здоровье, ум и раденье к учебе. Святой Сергий сотворил еще одно чудо: Саша Похилько встал на ноги. Протезы ему сделали в Питере.
Там же произошло замечательное событие, о котором Александр и сейчас рассказывает с трепетом — ему явилась Богородица.
— Мне тогда было девять лет, — говорит Саша. — Летней ночью мы ночевали у знакомых. Постелили нам с мамой на полу на кухне. Я уснул и ощутил себя стоящим на горе рядом с часовней. Из нее вынесли большой образ Покрова Божьей Матери. Вдруг Пречистая вышла из иконы, взяла меня за руку и подвела к краю скалы. Я увидел горы, лес, реку и большой город вдали. Понял, что это Богородица мою жизнь мне показала, прошлое и мое будущее — призвание художника. Горы — это потому, что я с Кавказа приехал. Леса — это Сергиев Посад. Город — Москва. Все вокруг было так прекрасно, что захотелось нарисовать эту красоту. Во сне чувствовал упругое дуновение ветра, пряный запах трав и цветов — как на яву. Меня разбудила мама — сказала, что я смотрел в потолок открытыми глазами, весь в слезах…
После этого сна Саша три года рисовал икону Богородицы. Ее увидел патриарх Алексий II, навестивший православную гимназию, в которой учился мальчик — и благословил его.
— Иконопись — моя конечная цель, — признается мне Саша. — Но прежде чем взяться за иконы, нужно пройти большой духовный путь.
Сила
Похилько не дает себе поблажки ни в чем. Ценит каждую минуту — разговаривая со мной, отвечает на звонки, роется в компьютере, пишет учебный план. Он работает в московском центре эстетического образования «Динаода», отвечает за профориентацию детей.
— Сам я в детстве перепробовал все, — говорит Александр. — Пел, лепил, на музыкальных инструментах играл. Записался во все кружки, даже золотошвейный. Вышивал на пяльцах запросто! И спортом занимался — настольным теннисом и плаванием. Был чемпионом Москвы.
Под майкой у Саши бугрятся накаченные мышцы.
— Лежа выжимаю 95 килограммов, в полтора раза больше своего веса, — объясняет он. — А еще на спор машину поднимал, «Жигули».
— Неужто? Почти тонна! — удивляюсь я.
Саша улыбается:
— Тут хитрость есть — нужно знать, где ухватится, и спиной рукам помогать!
Вершина
Минувшим летом Александр совершил подвиг — поднялся на высочайшую вершину Африки. Гору Килиманджаро и на своих ногах покорит далеко не каждый. А тут — на протезах.
Его друг, российский инвалид Саша Шульчев, до вершины не дошел. Сбив протезами культи до крови, остался в верхнем лагере.
Александр Похилько не сдался. Оставшийся путь он преодолел ползком. Сам, без помощи проводников. Его уговаривали повернуть назад, но Саша упорно продвигался к вершине. Он, рожденный без рук и без ног, покорил пик Гилмана, высоту в 5685 метров!
Его счастливое лицо обдувал ветер. Как и в том давнем вещем сне. И как тогда, Саша плакал от радости:
— Господи, спасибо тебе! С молитвой человек все может!