То, что надо написать сразу и однозначно: украинская хунта так и не поняла, в какой войне ей приходится принимать участие.
Судя по всему, украинские политики плохо учились не то, что в университетах (ну, те из них, что не купили диплом за), но даже и прогуливали уроки истории в средней школе.
Ибо сделать такое количество «детских» ошибок в деле противостояния с народным восстанием Юго-Востока могли только непроходимые тупицы и явные политические недоросли.
И я постараюсь вкратце рассказать об этих ошибках и одновременно дать весьма чёткий прогноз на будущее этой грязной и ненужной войны.
Итак, что же произошло на юго-востоке Украины в период с ноября 2013 по август 2014 года?
И что произойдёт в дальнейшем?
Во-первых, кризис на юго-востоке начался отнюдь не от момента вооружённого переворота в Киеве.
За событиями киевского майдана, который транслировал на весь мир весьма зрелищную и привлекающую внимание картинку, остались незамеченными события, происходившие уже тогда на юго-востоке страны.
В декабре прошлого года в Луганске и в Донецке организовались первые протестные движения, которые вырастут потом в «Луганскую гвардию» Харитонова и в «Народное ополчение Донбасса» Губарева.
Поскольку тогда, в декабре, заниматься этими весьма маргинальными движениями (как и массой других — я ведь назвал лишь самые массовые и самые известные из них), было сугубо некому — то они начали активно рекрутировать в свои ряды протестный электорат, которого на юго-востоке оказалось не меньше, нежели на западе или в столице.
Более того, надо отметить ещё один интересный факт: если в столице уличный протест майдана тут же был поставлен «на довольствие» со стороны заинтересованных сил, то протест Луганска и Донецка весь декабрь, январь и даже февраль буквальным образом «болтался в проруби», замерзая в самодельных палатках в центре своих городов или же собираясь в различных автопробегах или посиделках в клубах.
Это была предоставленная сама себе «дичка», которой не интересовались ни в положительном (возглавить), ни в отрицательном (подавить) смысле.
Ну — растёт себе протест и растёт! Чего вы прицепились к Луганску и Донецку? В Киеве всё решим, в Киеве!
Налицо — первая ошибка. Заигравшись в столичные расклады, местные элиты совершенно «забили болт» на работу с местной контрэлитой и окончательно потеряли какое-либо с ней взаимодействие.
В результате, в тот момент, когда в Киеве случился наконец-то столь долго продавливаемый вооружённый переворот, и население юго-востока увидело звериный оскал хунты, луганский и донецкий протест внезапно оказался тем самым «тлеющим углём», который и поджог сухую охапку «человеческих поленьев» Большого Донбасса.
И вот тут старая элита, политтехнологи и спецслужбы бывшей Украины допустили ещё одну страшную ошибку — они решили «поиграться» с реальным народным протестом.
Максиму этого периода можно описать следующей фразой: «Чернь всё схавает, мы её используем, а потом — выбросим на свалку истории».
Протестное движение юго-востока было максимально насыщено провокаторами и агентами спецслужб, а многие акции протестующих были напрямую инспирированы ими.
Однако, и здесь кукловоды совершили ещё одну ошибку — взяв под контроль некоторые из действий толпы, они, по факту, не взяли под контроль толпу, как таковую.
Ведь количество любых провокаторов и платных агентов по определению не может быть выше некоего весьма скромного процента от общей массы толпы — и, в результате, не «агент управляет толпой, а толпа несёт агента».
Сегодня уже можно открыто сказать, что захват Донецкой ОГА и захват Луганского СБУ произошёл при негласной поддержке «хозяев» Донецка и Луганска — Ахметова и Ефремова.
Однако, уже через три дня восставшие, обросшие оружием и последователями, уже превратились в самостоятельную силу, послав кукловодов куда подальше и обрезав незримые ниточки, которые связывали некоторых из них со старыми элитами. И неважно, что некоторые из этих, с обрезанными ниточками, до сих пор дают интервью о «положении на фронтах Луганска и Донецка» — ещё в апреле 2014 года они перестали быть прямыми марионетками старых «хозяев» и вынуждено перешли на сторону восставших.
Жизнь, знаете ли, дороже денег.
Восстание было «упущено» киевской хунтой уже тогда, в краткий миг между 6 и 12 апрелем 2014 года, когда восставшие ещё сидели всего лишь в двух административных зданиях в центре двух городов.
К следующим выходным картинка обрушилась уже повсеместно.
И тут у Украины, вдобавок к недостаточному пониманию ситуации политиками, проявленному на первом этапе, к полной неадекватности элит и спецслужб, продемонстрированном на втором этапе, добавилась третья недостаточность — у Украины выяснилось практически полное отсутствие сил для проведения спецопераций.
Хвалёная «Альфа» не смогла ничего сделать уже в тот момент, когда у восставших было всего два здания — а тем более не смогла совладать с ситуацией, когда таких зданий стало два десятка.
Дальше ситуация пошла по нарастающей. Точно так же, как регулярная милиция неспособна совладать с вооружённой толпой, которая организовалась в зданиях к утру 7 апреля, точно так же, как «Альфа» уже не могла выбить восставших из двух десятков РОВД и СБУ к 12 апреля 2014 года, точно так же и бесполезна регулярная армия в борьбе с партизанами.
В борьбе с партизанами, которая ведётся на Донбассе с апреля по август 2014 года — танки, артиллерия и авиация абсолютно бесполезны.
За период с апреля по август партизаны Донбасса (а, вплоть до сегодняшнего дня — это именно партизанская армия!) уже успели просто физически перемолоть всю вертолётную авиацию украинских войск, практически уничтожить всю штурмовую авиацию и сейчас домалывают механизированные и танковые части хунты!
Секрет прост — эти части просто бесполезны в борьбе с партизанами, они просто втягиваются в результате бездумных операций в районы, полностью контролируемые партизанами, после чего получают закономерную ситуацию прерваных линий снабжения, боя в полном оперативном окружении и расстрела со всех сторон.
Однако, данные войска будут потом совершенно необходимы в войне с регулярными войсками восставших!
А их уже к тому времени окончательно раздёргают в дурацких «глубоких рейдах» то вдоль рухнувшей украинской границы, то в бездумном окружении Горловки, Донецка или Луганска.
Поскольку по мере перехода революционно-освободительной войны из одной фазы в другую меняется стратегия, тактика и вооружение, соответственно, должны меняться и подготовка личного состава, и методы сбора разведывательной информации, и задачи разведслужб.
Тут вновь уместно повторить слова Клаузевица о том, что, «отправляясь на войну, нужно знать, что это за война».
Сейчас — это партизанская война, в которой, как я сказал, найдут свой бесславный конец все — и украинские лётчики, и украинские танкисты и даже часть украинской артиллерии.
Но уже скоро война Новороссии и остатков Украины превратится в войну двух общевойсковых машин — причём одна из этих машин уже изрядно растеряет свои ресурсы в бесполезном противостоянии с донецкими «городскими партизанами».
Я уже много раз писал об этом — повторяться про «каменные джунгли» даже не буду.
Партизанам не надо победить — им достаточно не проиграть. Ничья для них — это уже победа.
А что будет потом? А потом будет то, чего все столь долго ждут. Партизаны Новороссии превратятся в регулярную армию и, сравнявшись по силе с армией Украины и приобретя такой же технический и организационный уровень, выйдут на оперативный простор.
Скажу, как это будет, одной метафорой, ибо остальное — дело штабное:
«Юг, — сказал командир корабля.
— Но, — возразила команда, — здесь, в космосе, нет никаких стран света!
— Когда летишь навстречу солнцу, — ответил командир, — и все становится жарким, желтым, полным истомы, есть только один курс. — Он закрыл глаза, представляя себе далекий пылающий остров в космосе, и мягко выдохнул. — Юг.
Медленно кивнул и повторил:
— Юг.»
…
«После долгого — долгого путешествия к Солнцу, когда ты коснулся его, подразнил и ринулся прочь, — куда лежит твой путь? Когда ты расстался со зноем, полуденным светом и сладкой негой, — каков твой курс?
Экипаж ждал, когда командир скажет сам. Они ждали, когда он мысленно соберет воедино всю прохладу и белизну, свежесть и бодрящий воздух, заключенный в заветном слове; и они увидели, как слово рождается у него во рту и перекатывается на языке, будто кусочек мороженого.
— Теперь для нас в космосе есть только один курс, — сказал он.
Они ждали. Ждали, а корабль стремительно уходил от света в холодный мрак.
— Север, — буркнул командир. — Север. И все улыбнулись, точно в знойный день вдруг подул освежающий ветер."
Так всё и будет.
Ну, а там, на далёком Севере, армию Новороссии уже будут ждать люди с плакатами: «Остановите грязную войну».
Хорошие люди, которые всё знали заранее и отправляясь на войну, знали, что это за война.
Ведь партизанам и Сопротивлению не надо победить.
Им надо не проиграть.