Моей первой заграницей был Лондон. Занесло туда прямиком из Воронежа в босоножках, купленных на стадионе «Труд».
А уже в Лондоне я оказалась в одной очень приличной английской семье. Не аристократы, конечно, но крепкий такой upper middle (высший средний класс). Приняли меня хорошо, беседа текла легко и непринуждённо, но я допустила оплошность: позволила себе шпильку в адрес геев.
Нет, меня не осудили, не отчитали, не нахмурили на меня брови. Будучи людьми воспитанными, хозяева дома сделали вид, что пропустили мою шутку мимо ушей. Однако я почувствовала, что отношение ко мне изменилось. Неуловимо, неосязаемо, но изменилось. Со мной по-прежнему были вежливы, любезны и улыбчивы, но меня словно выпилили из круга. Я ощутила себя чужой.
Позже преподавательница объяснила, что в приличных английских домах шутить так непринято. Обязательно в кругу, где ты пускаешь шпильки в адрес геев, окажется кто-то, кто-либо сам гей, либо дружит или состоит в родстве с геем. В общем, моя шутка поставила в неловкое положение окружающих меня людей и оказалась неуместной, а я -- вместе с ней.
Какой вывод я бы сделала, будь я дурой? Наверное, решила бы, что все англичане обожают геев, что геи в Англии -- священные коровы, и глумиться над ними -- себе дороже.
Отчасти это так, но не совсем. Если бы в том культурном профессорском доме я позволила себе поглумиться над религиозностью российских космонавтов, меня точно так же выпилили бы из круга, сочтя быдлом и дикаркой.
Наши офисные бездельники, посмотрев «Бойцовский клуб» и съездив в Тайланд или Прагу, вдруг на каком-то основании посчитали себя небыдлом. То ли диплом коммерческого ВУЗа послужил тому причиной, то ли Шенген в загране, то ли место в пластиковом оупен-спейсе с панорамными окнами, а не на производстве, но факт остаётся фактом: никчёмные скрепкоперекладыватели быдлом себя не считают.
Быдло, решили они, -- это те, кто любит всё русское: космос, хоккей, Шукшина с его берёзками, Сочи 2014, православные церкви и много чего ещё. А не быдло, по их мнению, -- это те, кто живёт «паивропейски»: любит вино, кофе на Пикадилли и шопинг в Милане, даже если они там ни разу не были.
«Небыдло» высокомерно ржёт над быдлом, которое не знает, чем Мане отличается от Моне, а Гоголь от Гегеля. Однако вопрос «Так чем же?» самих скрепкоперекладывателей ставит в тупик. «Гоголь был писателем», -- это всё, что они могут ответить внятно.
«Небыдло» считает, что чем больше оно льёт на Россию, тем дальше оно от быдла. Это не так. Это далеко не так.
Один из основных классифицирующих признаков быдла -- неуместность и неуважение к выбору других, если выбор этот находится в рамках закона и морали, не навязывается людям вокруг, не угрожает их жизни и здоровью.
Ты можешь как угодно относиться к геям, но ставить окружающих в неловкое положение своими высказываниями о них нельзя, если ты -- приличный человек. Ты можешь как угодно относиться к георгиевским лентам и православным крестам, но глумиться над теми, кто верит, недопустимо, если ты -- приличный человек.
Не думайте, что когда вы хаете Россию, православие, наших священнослужителей или правительство, наших военных, космонавтов или спортсменов, русскую кухню или русских мужчин, мечтая о «ивропейских» мужьях, это делает вас «небыдлом» и приближает к образованным европейским кругам, куда вы так стремитесь.
Наоборот. Там вас -- таких диких, без роду и племени -- не примут и не поймут. Любой думающий человек, независимо от его религиозных взглядов, национальности, страны рождения и проживания, не будет уважать того, кто высмеивает верующих людей, кто пытается отстроиться от своей Родины, кто льёт на страну, в которой родился. Все эти действия присущи маргиналам в любом обществе -- алкоголикам, наркоманам, трутням, неудачникам, деградантам в десятом поколении.