На его могиле установлен портрет авторства фотохудожника Анатолия Ковтуна, сумевшего через объектив увидеть душу писателя и актера. Только ему классик отечественного кинематографа согласился позировать и разрешил снимать себя в работе и домашней обстановке. Мы поговорили с художником о нескольких его снимках.
— Раз Василий Макарович пригласил меня с собой навестить в выходной дочек Олю и Машу, которые жили в специализированном детсаде в Бронницах. Но предупредил: поедем рейсовым автобусом, в нем давка, не разбей аппаратуру. Я уговорил начальство в ТАСС: нам выделили черную «Волгу» с мигалкой, на которой ездили снимать правительственные мероприятия. Василий Макарович вышел с сумками из подъезда и удивился, какая его ждет машина. Наш водитель включил сирену и обгонял всех на дороге. Это был, конечно, эффект! Я видел, что режиссер на заднем сиденье даже смущался — все это для него необычно.
— Шукшин не любил фотографироваться. Но мне посчастливилось сблизиться с Василием Макаровичем, он доверил мне, — вспоминает Анатолий Иванович. — Снимал его на работе и дома. У них была огромная стенка с книгами. А в рабочем кабинете репродукции икон в рамочках — это в советские годы! Я его стал снимать, а он спрашивает: «Почему со спины?» Потом уже понял — я его так сфотографировал, что он сидит за рабочим столом, а на него «указывает» перст святого с иконы.
— Шукшин — внешне кремень, а по сути — тонкий и мягкий. Внешняя жесткость — это защита. Уже после его смерти я ездил в гости к его сестре Наталье. Показывал фото. И вдруг губы у нее задрожали, показывает на снимок: «Вот настоящий Вася!» Это я снимал во время его беседы с Бурковым, пожалуй, его лучшим другом. Мэтр получился безоружным, расслабленным, какой есть. Это был подлинный, настоящий Шукшин.
— В Бронницах я провел с семьей Шукшиных весь день. Родители гуляли с дочками в лесочке, надували шары. Я бродил поблизости с телеоптикой.
Дочка Маша, ставшая впоследствии актрисой, — копия мамы, и они похожи друг на друга. А любимицей отца была Оля. Шукшин, конечно, одинаково хорошо относился к обеим дочкам. Но с Олей он общался теплее, трепетнее, нежно обнимал, брал на руки. Мне казалось, что она была для него чем-то сокровенным, и это видно на фотографиях.
— На съемки фильма «Они сражались за Родину» я поехал втайне от начальства, за свой счет. Две недели провел с киногруппой. В мой кадр частенько попадали и Георгий Бурков, и Сергей Бондарчук, и Юрий Никулин — к Шукшину людей словно магнитом тянуло.