Чтобы помнили ЯНА ДЯГИЛЕВА (1966−1991)
Имя Яны Дягилевой многим, вероятно, ничего не скажет. Только истинные поклонники рок-музыки до сих пор Янку любят и слушают. А многие музыкальные критики сходятся в одном: в советском роке Янка была явлением не меньшей важности, чем Гребенщиков или Башлачев. Хотя ее часто сравнивают и с Джоан Баэз, и с Дженис Джоплин, и с Патти Смит, у творчества Янки нет аналогов ни на Западе, ни у нас.
При жизни пресса Янку не баловала вниманием, телевидение и радио тем более. Да и сама она никогда не давала интервью. Но, несмотря на полное отсутствие рекламы в средствах массовой информации, ее знали в самых отдаленных уголках нашей страны.
Родилась Яна Станиславовна Дягилева в Новосибирске. После школы Янка поступила по настоянию вскоре умершей матери в Новосибирский институт водного транспорта, но ушла уже со второго курса. Увлечения той поры — английская поэзия, гитара, песни БГ и Бичевской. Первые известные стихи датируются 85-ым годом.
На одном из рок-фестивалей в 1987 году судьба свела Янку с Егором Летовым — лидером группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, под влиянием которого она и стала серьезно петь. Знакомые считали, что, если бы не Егор, Янка наверняка так и сидела бы у себя дома в Новосибирске, в одноэтажной избе 14 квадратных метров, где она жила с отцом, и пела бы свои песенки себе.
Собственно, с ГрОБ и Летовым были так или иначе связаны все Янкины первые шаги. Они вместе мотались по стране автостопом, вместе пели на «квартирниках», участвовали в музыкальных фестивалях в Ленинграде, Москве, Тюмени, Новосибирске. Одно время Янка пыталась стать басисткой ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, и первые композиции ее появились именно в альбомах ГрОб «Тоталитаризм» и «Некрофилия». Вскоре у нее набралась своя программа — около 10 песен, появилась возможность работать, и в Тюмени Янка записала альбом «Деклассированным Элементам» вместе с импровизированной группой ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ и при участии Летова. Всего же при жизни вышло четыре ее альбома. Слава пришла к Янке практически сразу.
На конец весны 1991 года планировался Янкин совместный с Гребенщиковым и группой КАЛИНОВ МОСТ тур по городам Золотого кольца. Но его отменили, а о Янке поговаривали, что она приезжала в Москву, пролежала сутки на кровати лицом к стенке и уехала домой… Домой. Тревогу подняли тоже в Москве, не дома. В Новосибирск звонил художник Кирилл Кувырдин, ему отвечали, мол с ней так бывает: ушла, погуляет, вернется. Потом журналист Щекочихин, толком и не знавший, что за Янка такая, достал по каким-то своим каналам новосибирскую милицию, которая стала искать. И нашла.
«В притоки Оби, реке Ине, рыбаками было обнаружено тело Яны Дягилевой». Девятого мая Янка с родственниками была на даче. Ушла погулять. В милицию о ее пропаже сообщили только через несколько дней. Почти через неделю нашли тело. Опознание неопровержимо подтвердило личность погибшей. Признаков насильственной смерти нет. «Это или несчастный случай, или самоубийство», — решили в милиции.
Многие друзья главным виновником происшедшего считали Егора Летова. А Ник Рок-н-Ролл, музыкант и Янкин друг, открыто обвинял Егора в ее смерти. Но Летов не соглашался: «Ну, это глупости все мы с ней вообще долго не виделись, несколько лет. Редко переписывались. Она жила совершенно своей жизнью — у нее была своя команда, она писала свои песни, стихи. У нее была своя семья. Она совсем даже не собиралась… и никаких у нее суицидальных не было намерений. Человек то веселейший был, ужасно любящий жизнь. А все эти разговоры о ее стремлении к смерти… Некоторым людям очень хочется создать определенный миф. Что же произошло на самом деле, я не знаю, комментировать не буду».
Слушая Янкины песни, можно, как и у многих поэтов, найти предсказания собственной судьбы:
«И в тихий омут буйной головой.
Холодный пот —
Расходятся круги".