Западные аналитики в шоке от методов России
Как известно — война это путь обмана. Еще Лао-Цзы сказал: «если слаб, притворись сильным; если силён, притворись слабым». Вот в The Financial Times пишут, что Россия мастерски переиграла НАТО на Украине. Как пишет автор статьи Сэм Джонс, западные аналитики, сотрудники военных ведомств и члены разведсообщества, пусть и нехотя, отмечают мастерские действия Кремля.
«Я впечатлен. Это все настолько легко отрицать. Это была точно и красиво спланированная операция. Бесшумная, но чрезвычайно эффективная», — заявил изданию Джонатан Эйял, директор международных исследований лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI).
Ключом к дипломатическому решению конфликта на востоке Украины могут стать доказательства причастности к нему Москвы. Проблема в том, что действия России здесь обнаружить еще труднее, чем в Крыму.
«В Крыму была очевидная концентрация сил, — рассказал FT высокопоставленный офицер НАТО. — На востоке Украины действуют гораздо более специализированные войска. Их немного — совсем немного. Бойцы такого профиля делают свое дело и быстро исчезают, передавая контроль ополченцам».
«Все следят за происходящим на Украине и мыслят категориями танков и традиционного боевого потенциала, но российское государство всегда активно вкладывалось в спецслужбы и разведслужбы, — говорит Найджел Инкстер, экс-директор оперативного и разведывательного управления MI-6, возглавляющий подразделение транснациональных угроз Международного института стратегических исследований. — Здесь задействованы именно они».
Кроме того, у России давнее преимущество перед Украиной с точки зрения агентурной разведки: «Чиновники украинской разведки утверждают, что правительство свергнутого Виктора Януковича внедрило в свои ряды столько агентов, что они теперь ставят под угрозу почти треть всех украинских высокопоставленных офицеров госбезопасности, контрразведки и военной разведки».
Не следует забывать и о киберпространстве: Россию широко подозревают в создании компьютерного вируса «Змея», поразившего сотни, если не тысячи украинских IT-систем и предоставившего оперативникам неограниченный доступ к данным.
«Мы называем это (действия России) операцией влияния, — приводит FT слова высокопоставленного офицера НАТО. — Россия эффективно применила все средства воздействия: информацию, дипломатию, политику, военную мощь — как открытую, так и нетрадиционную — и экономику».
«Есть некая ирония в том, что при всех обвинениях в адрес России именно НАТО кажется застрявшим в эпохе „железного занавеса“ — НАТО, которое пытается поднимать в воздух все больше самолетов, проводить учения все большего количества войск и отправлять все больше кораблей как можно ближе к России», — заключает Джонс.
А потом мы читаем жалобы Стрелкова, у которого то совсем нету ополченцев, то вдруг ополченцев становится дофига, но совсем нет оружия, то вдруг откуда не возьмись появившиеся два ИМРа заживо закапывают укровояк прямо в их окопах, а колонна, везущая на украинские батареи боеприпасы, оказывается вздребезги разбита огневым налетом из засады — но Стрелков тут же нам рассказывает, что «вокруг предательство», «ряженые казаки продались укропам» и всякое такое. Короче — всёпропало мывсеумрем и фронт вот-вот рухнет.
Вся логика событий — в русле эскалации конфликта, тот самый «ужас без конца» вместо ужасного конца, когда укропам кажется, что вот еще чуть-чуть — и они победят, но на самом деле победа всё дальше и дальше. В результате эта «эскалация» неизбежно ведет к исчерпанию ресурсов хунты и обрушению Украины как государства, к фиксации ее распада. Что, очевидно, и является приемлемой целью для России.
Очевидный успех пророссийских сил может привести хунту в чувство и усадить ее за стол переговоров, а хозяев хунты из США вынудит оказать Киеву существенную военную помощь — что приведет к консервации ситуации, формальному сохранению «единой краины» и превращению конфликта в вялотекущую кровавую возню на границах России. Понятно, что это выгодно только США. В то же время ситуация «неустойчивого равновесия» удерживает хунту от переговоров, а ее хозяев — от слишком явной эскалации своей помощи. У них сохраняется иллюзия, что ситуацию можно выиграть с относительно малыми расходами. В то же время каждый день войны приводит к усталости майданных активистов и росту напряжения внутри самой хунты.