Как говориться, скажи какая твоя любимая сказка и любимый сказочный герой и я скажу кто ты.
Для этого выделим основные темы сказки:
• У царевны вместо родной матери — мачеха;
• Царевна находится в переходном периоде — она ещё не женщина, но уже и не ребёнок;
• Есть родной отец, но он не заступается за нее;
• Царевну отправляют на погибель;
•.Царевна находит приют у семи богатырей;
• Мачехе все-таки удается обманом свести со свету царевну, отравив ее яблоком;
• Жених царевны находит ее и оживляет своим поцелуем.
Теперь разберем поподробнее каждую тему:
У царевны вместо родной матери — мачеха.
Это вопрос и является ключевым в понимании метафоры сказки. Что же скрыто за образом злой мачехи?
Пока девочка растёт в семье, она находится в отношениях отец-мать-ребенок. Когда она вырастает и перестаёт быть ребёнком, меняются роли в семье. Родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец — как мужчина, а дочь — как женщина, претендующая на мужчину. А самый близкий и доступный для дочери мужчина — отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину — отца.
В сказке она не мать, а жена отца. В обычной семье у женщины две функции: мать и жена. Как мать она любит свою дочь и желает ей добра, а как жена она является женщиной и соперницей своей дочери в конкуренции за мужчину.
Вот откуда в сказке появляется мачеха: ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни.
Царевна находится в переходном периоде.
Детство героини неинтересно, сам сюжет закручивается, когда царевна расцвела. Обращаясь к сказанному ранее, мы делаем вывод, что в сказке взят наиболее кризисный, переходный момент у обеих женщин. До этого момента конфликта не было, и роли в семье не противостояли одна другой. Теперь же былые отношения — взрослый-ребёнок должны замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две красивые взрослые женщины, у одной из них красота расцветает, а у другой гаснет.
Задача девушки — пройти свою инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери — пересмотреть свое отношение к внешности и сменить сферу продуктивности. Запутавшись в социальных ролях, испытывая страх перед предстоящей старостью, она становится для девушки буквально мачехой, что и отражено как в сказке.
У обеих женщин — период смены жизненных задач. В сказках мы наблюдаем его проявление как смертельную борьбу двух соперниц.
Есть родной отец, но он не заступается за нее
У главной героини есть мачеха и родной отец, но центральной темой является женский конфликт, больше ничей. Тогда ясен ответ на вопрос, почему отец пассивен и не заступится за дочь перед своей жестокой и несправедливой женой. Вместо отца мы должны видеть мужчину, который между двумя женщинами выбирает ту, которая может быть партнёршей. Поэтому он выбирает свою жену. Если говорить проще, то девочки и бабушки мужчин не интересуют, интересуют женщины в детородном возрасте.
Царевну отправляют на погибель
Почему мачеха так желает извести падчерицу, даже не смотря на то, что она уже сосватана. О чем переживает мачеха? Чего боится?
«Если моя падчерица — женщина, то я — старуха». А за старостью стоит страх потери привлекательности и потери партнёра. А ещё глубже — страх смерти. Стареющая женщина хотела бы удержать молодость, красоту, цветущее плодоносящее состояние. И когда она терпит поражение в конкуренции, то вместо того, чтобы проделать глубокую внутреннюю работу и обрести новую продуктивность в новой сфере, она включается в соревнование за власть. «Я ль на свете всех милее?» — эти ставшие бессмертными строки Пушкина отражают суть женских «замерялок», кто тут «главный». Вместо полноценной женской жизни и проживания момента идёт набор очков.
Царевна находит приют у семи богатырей
Царевна была уже засватана, когда нашла приют у семи богатырей. Она очаровала их своей красотой и короткостью, и поступило предложение стать женой кого-то из семи братьев. Царевна при этом не знала ничего о своем женихе — помнит ли он ее, ищет ли ее, жив ли он вообще. Но она несмотря ни на что — хранит верность своему суженному. И семь богатырей благодаря ее верности и искренности приняли с уважением ее решение.
Так и в нашей жизни встречается много соблазнов, которые заставляют сомневаться, а правильный ли я выбор сделала, может есть мужчины лучше моего суженного. И только верность и вера друг в друга царевича и царевны позволяет им преодолеть все испытания и быть вместе.
Мачехе все-таки удается обманом свести со свету царевну, отравив ее яблоком
Смерть в контексте данной статьи рассматривается как трансформация: героиня «умирает» как девочка и «рождается» как женщина.
Как видно из этой сказки женская инициация включает три стадии: испытания, трансформации и возрождения. Эти стадии несут элементы страдания, поскольку психологически переживается как смерть.
В итоге прошедшие данную инициацию девушки обретают жениха, счастье в личной жизни.
Жених царевны находит ее и оживляет своим поцелуем
Жених царевны отправляется на поиски своей возлюбленной, не спасовав перед долгими поисками, и целует мертвую царевну. Тут можно предположить, что девушка, вкусив отравленное яблоко, то есть, получив от мачехи негативную информацию о своей чувственности и сексуальности, как бы отказалась от нее. Но истинная любовь творит чудеса и в сказке и в реальной жизни. Только по настоящему любящей человек не испугавшись такого состояния своей возлюбленной способен пробудить ее к жизни.
И в конце хочется сказать — сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок и для добрых девиц тоже.
Возможно это не полный перечень тех смыслов и пониманий, которые может дать эта сказка. Но надеюсь, что изложила основные моменты.