Место для рекламы

Девушка с характером

Спустя два с половиной века после события, перевернувшего российскую историю, почти день в день, Исторический музей открыл юбилейную выставку «Екатерина II: Путь к трону. К 250-летию восшествия на престол».

Вряд ли немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, избранная императрицей Елизаветой Петровной в невесты племяннику и наследнику, отправляясь в 1744 году в Россию, думала, что займет русский престол, прославится как мудрая правительница и при жизни получит прозвище Великая.

То, что случилось 8 июня 1762 года, когда дворцовый переворот возвел на престол супругу свергнутого Петра III, отражено во многих интереснейших экспонатах. Но не меньше увлекает предыстория: по сути, выставка — это рассказ о закаливании характера и воспитании чувств самой дерзкой из русских императриц. Момент коронации ставит точку в повествовании, охватившем первые 18 лет, которые София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская провела в России. Впоследствии она назовет эти годы самыми тяжелыми в своей жизни. Однако умная и прагматичная принцесса из обнищавшего рода, не получившая в наследство броской красоты, зато обладавшая помимо умения плести интриги умом, тактом и осторожностью, до своего воцарения успела многое: выучить русский язык, родить будущего наследника престола, об отце которого заставила ломать голову не одно поколение дома Романовых. А также — завоевать симпатии, обрести прочные связи при дворе и за границей.

О ее прилежности можно судить по аккуратному почерку в учебных тетрадях и письмах, впервые извлеченных из архивов. О вкусе — по немногим уцелевшим мемориям. Об амбициях — хотя бы по первому после коронации парадному портрету, где новая властительница России совсем не напоминает хрупкую наездницу на раннем холсте Гроота. Запечатленная Левицким в горностаевой мантии со скипетром и державой, она предстает как величественная «северная Минерва» — ответ на все кривотолки о недавнем свержении законного императора.

Интересно, что напротив кураторы поместили парадный портрет другой императрицы — Елизаветы: тоже в рост, в белоснежном платье с рюшами и бриллиантовой короне, она кажется воплощением стиля барокко, тогда как строгая Екатерина в золотистой парче, лишь указывающая на императорские регалии, — олицетворением классицизма. И тут осознаешь, что у выставки не одна, а две героини: русская царевна, тоже рискнувшая всем ради трона, словно была образцом для скромной с виду немки, приехавшей в Петербург серой мышкой. Перипетии отношений двух властных дам и судьбу несчастного внука Петра I, юного герцога Голштинского, выставка описывает ярко, хотя и без однозначных ответов.

В центре зала на оси портретов императриц — преображенский мундир и записка уже низложенного Петра III, где он униженно просит жену, называя ее «Ваше Величество», не оставить его «без пропитания» и подписывается: «верный слуга Петр».

Помимо богатых фондов ГИМа, давшего львиную долю экспонатов, свои коллекции открыли еще семь музеев, включая Русский, Третьяковку и ГМИИ им. Пушкина, и два крупнейших архива. Екатерина и Петр предстают в окружении массы предметов и артефактов, а главное — множества исторических лиц, начиная от своих родителей вплоть до Людовика XV —несостоявшегося жениха Елизаветы. Друзья, фавориты, соперники, враги… Их будет много на пути, символом которого кажутся стоящие прямо у входа в зал резные маскарадные сани: вот-вот вскочит в них румяная принцесса, чтобы отправиться в неизведанное по Московии елизаветинской эпохи.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  10 июн 2014
0 комментариев

Похожие цитаты

Лев Шепелев: «Выпускники худвузов идут на улицу торговать»

Одна из острейших проблем российской культуры — подготовка кадров. Мы расспросили о положении дел в сфере искусства одного из самых авторитетных знатоков — вице-президента Российской академии художеств, народного художника России профессора Льва Шепелева.

Известный мастер графики стал педагогом, едва окончив Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Был деканом факультета графического искусства, а в 1990—2001 годах — рект…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  15 июл 2014

Живу на четвёртом этаже, мыла окно, под окнами травяной газон и очень мягкая почва. Вывалилась, в общем. Пока летела, ничего не поняла, картинок жизни не увидела.
К своему и всеобщему удивлению, приземлившись, встала, отряхнулась, смачно выругалась и поднялась домой.
Муж, открывший дверь (он, кстати, дверной замок чинил), вылупился на меня, раз сто спросил, как я прошла мимо него… А когда до него дошло…
Короче, итог: у меня — ушиб спины, пара царапин и синяков. У мужа — глубокий обморок, седая прядь волос, нервный срыв, тахикардия и неделя в стационаре…
Догадайтесь, кто кому апельсины в больницу носит?..

Опубликовала  пиктограмма женщиныфунтик  11 июн 2014

http://www.youtube.com/watch?v=wlSush--ZQ4

МУРКА ИЗ МУРА. ЗНАМЕНИТАЯ МАРУСЯ КЛИМОВА ПРОСЛУЖИЛА В МИЛИЦИИ ДО 1952 ГОДА И БЛАГОПОЛУЧНО УВОЛИЛАСЬ В ЗВАНИИ КАПИТАНА.

Самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова — реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в х…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  01 ноя 2014

В России крепкие напитки пьют залпом в отличие от Европы, где обычно их пьют прихлебывая. Марксизм тоже Россия выпила залпом, пока Европа его пригубляла. Через семьдесят лет мы отрезвели — и тут же залпом выпили демократию.

Почему в России пьют залпом? Величайшая загадка.

Одни говорят, что россияне спешат к итоговому состоянию после выпивки. Другие говорят, что наша жизнь столь ненадежна, что человек пьет залпом, боясь, что у него отнимут выпивку, пока он будет прихлебывать.

Вероятно, разрешив эту загадку, мы облегченно вздохнем и начнем пить прихлебывая. А Европа, заметив это, сильно встревожится и станет пить залпом.

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  25 ноя 2013

Так хочется сказать американцам «go home!». Вот только есть ли у них тот home? Истории, всего то, чуть больше двух столетий. Моему любимому Харькову больше трёх! Может поэтому они такие? Нация, собранная из всех стран мира. Без роду-племени… Может поэтому нет ни принципов, ни морали, ни памяти? Не все, конечно… Но ведь большинство! При их возгласе «свобода» хочется спрятаться, «демократия» — искать бомбоубежище… После «миротворческих» операций — руины, искалеченные жизни, страны. Идите вы, янки, «рlease, go home!». Иначе, русские пошлют по другому адресу! Это не предупреждение, это констатация факта…

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  14 апр 2014