Девушка с характером
Спустя два с половиной века после события, перевернувшего российскую историю, почти день в день, Исторический музей открыл юбилейную выставку «Екатерина II: Путь к трону. К 250-летию восшествия на престол».
Вряд ли немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, избранная императрицей Елизаветой Петровной в невесты племяннику и наследнику, отправляясь в 1744 году в Россию, думала, что займет русский престол, прославится как мудрая правительница и при жизни получит прозвище Великая.
То, что случилось 8 июня 1762 года, когда дворцовый переворот возвел на престол супругу свергнутого Петра III, отражено во многих интереснейших экспонатах. Но не меньше увлекает предыстория: по сути, выставка — это рассказ о закаливании характера и воспитании чувств самой дерзкой из русских императриц. Момент коронации ставит точку в повествовании, охватившем первые 18 лет, которые София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская провела в России. Впоследствии она назовет эти годы самыми тяжелыми в своей жизни. Однако умная и прагматичная принцесса из обнищавшего рода, не получившая в наследство броской красоты, зато обладавшая помимо умения плести интриги умом, тактом и осторожностью, до своего воцарения успела многое: выучить русский язык, родить будущего наследника престола, об отце которого заставила ломать голову не одно поколение дома Романовых. А также — завоевать симпатии, обрести прочные связи при дворе и за границей.
О ее прилежности можно судить по аккуратному почерку в учебных тетрадях и письмах, впервые извлеченных из архивов. О вкусе — по немногим уцелевшим мемориям. Об амбициях — хотя бы по первому после коронации парадному портрету, где новая властительница России совсем не напоминает хрупкую наездницу на раннем холсте Гроота. Запечатленная Левицким в горностаевой мантии со скипетром и державой, она предстает как величественная «северная Минерва» — ответ на все кривотолки о недавнем свержении законного императора.
Интересно, что напротив кураторы поместили парадный портрет другой императрицы — Елизаветы: тоже в рост, в белоснежном платье с рюшами и бриллиантовой короне, она кажется воплощением стиля барокко, тогда как строгая Екатерина в золотистой парче, лишь указывающая на императорские регалии, — олицетворением классицизма. И тут осознаешь, что у выставки не одна, а две героини: русская царевна, тоже рискнувшая всем ради трона, словно была образцом для скромной с виду немки, приехавшей в Петербург серой мышкой. Перипетии отношений двух властных дам и судьбу несчастного внука Петра I, юного герцога Голштинского, выставка описывает ярко, хотя и без однозначных ответов.
В центре зала на оси портретов императриц — преображенский мундир и записка уже низложенного Петра III, где он униженно просит жену, называя ее «Ваше Величество», не оставить его «без пропитания» и подписывается: «верный слуга Петр».
Помимо богатых фондов ГИМа, давшего львиную долю экспонатов, свои коллекции открыли еще семь музеев, включая Русский, Третьяковку и ГМИИ им. Пушкина, и два крупнейших архива. Екатерина и Петр предстают в окружении массы предметов и артефактов, а главное — множества исторических лиц, начиная от своих родителей вплоть до Людовика XV —несостоявшегося жениха Елизаветы. Друзья, фавориты, соперники, враги… Их будет много на пути, символом которого кажутся стоящие прямо у входа в зал резные маскарадные сани: вот-вот вскочит в них румяная принцесса, чтобы отправиться в неизведанное по Московии елизаветинской эпохи.