Рассказывает Александр Мясников, доктор медицины США и врач высшей категории, ведущий программы «О самом главном с доктором Мясниковым».
Он внук врача, лечившего Сталина, бывший главврач знаменитой Кремлёвской больницы, долгое время работал в США, во Франции, в Африке, а ныне главврач крупнейшей российской больницы. При этом он живёт на две страны и имеет возможность сравнивать западную и отечественную медицину. Это дало Мясникову возможность не только понять, чем отличается российская медицина от западной, но и вывести формулу выживания и сохранения здоровья в России.
Лидия Юдина: Александр Леонидович, наши люди верят в то, что западная медицина лучше. Это так?
Александр Мясников: Делить медицину на западную и российскую неправильно. Медицина одна, но она бывает грамотная и нет. У нас в стране проповедуется медицина неграмотная. Пациенты выступают в роли подопытных кроликов — врачи назначают лечение по собственному усмотрению. Западные медики лечат строго по стандартам.
Поэтому врач из Нью-Йорка никогда не скажет, что в Чикаго вас лечили идиоты, но, опираясь на те же стандарты, будет пробовать другие схемы лечения.
Норма — своя?
— В России и на Западе не только разные подходы к лечению. Разнится само понятие здоровья.
— В России считают себя больными при температуре 37,2. В США температура 38 считается верхней границей нормы и не является основанием для каких-либо диагностических мероприятий. У нас верхняя норма артериального давления — 139 на 94. На Западе есть понятие «предгипертония» — она начинается после цифр 119 на 79. Есть разночтения и по норме сахара в крови. Преддиабетным состоянием в нашей стране считаются показатели между 6,1 и 7.
По американским нормам предельная норма сахара — 5,7, если показатели выше — начинают бить тревогу. Очень внимательно западные врачи относятся к содержанию гемоглобина в крови (норма для женщин — 120−140, для мужчин — 130−160). У мужчин наличие даже минимальной анемии — основание для тщательной диагностики: так может проявляться язва желудка или онкология.
— Правда ли, что многих привычных нам диагнозов в западной медицине вообще не существует?
— Яркий пример — вегетососудистая дистония. В нашей стране этот диагноз ставят всем поголовно. На самом деле холодные руки, учащённое сердцебиение, головокружение могут свидетельствовать о самых разных заболеваниях (от вирусов до онкологии), которые и лечить нужно по-разному. Если вам ставят такой диагноз, спросите врача — что он имеет в виду?
Наши врачи часто говорят о «синдроме хронической усталости», не понимая, что это такое. На него списывают депрессию, плохой сон, нежелание что-либо делать, выпадение волос и др. На Западе при таких симптомах проводят массу исследований и докапываются до первопричины. Ещё один любимый российский диагноз — «дисбактериоз». Но это не болезнь, которую нужно лечить, тем более пробиотиками — возможно, они улучшают субъективное состояние, но на сегодня нет данных, что пробиотики восстанавливают микрофлору.
Что касается инфекций, передаваемых половым путём, здесь вообще беда. Сколько антибиотиков выпито, сколько семей разрушено в связи с наличием в анализе уреаплазмы. А это часть нормальной микрофлоры, уреаплазма есть у 55% сексуально активных мужчин и женщин! Но врачам признать это равносильно тому, что отказаться от хлеба с маслом и икрой! К тому же в России нет системы сертификации клинических лабораторий, и пациенты мечутся из одной, где анализ положительный, в другую — где он отрицательный.
Спасёт таблетка?
— Ещё одна притча во языцех — вера россиян в лекарства…
— Реклама лекарственных препаратов убедила пациентов в существовании чудо-таблеток, способных в кратчайшие сроки избавить от любой болезни. Но я не видел ни одного действенного рекламируемого препарата для предотвращения гипертонической болезни и других сосудистых заболеваний. Более того, убеждён: если лекарство рекламируют, значит, оно не работает.
Также принято считать, что все болезни возникают от снижения иммунитета, который обязательно нужно подхлёстывать. Западные врачи провели эксперимент: одной группе участников они давали иммуностимуляторы, другой — плацебо. В первой группе участились случаи аллергии, а уровень заболеваемости ОРВИ остался прежним. Почти все препараты, которые в нашей стране применяются для улучшения мозгового кровообращения, лекарствами не являются, и их эффективность нигде не доказана.
Гепатопротекторы, которые часто называют лекарством номер один в мире, на самом деле практически нигде не существуют. Отдельный разговор о препаратах для улучшения обмена веществ. Они оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Благодаря этому обмен веществ действительно убыстряется. Но параллельно возрастает нагрузка на сердце, повышается давление, возникают тахикардия, аритмия, бессонница. Поэтому многие такие препараты на Западе отозвали с рынка.
Нужно понимать: фармкомпании наживаются на нашем желании быть здоровыми и счастливыми без труда и усилий. Это давно поняли на Западе, но в России такая позиция приживается с трудом.