Сказать правду или ложь? Как-то я столкнулся с подобной ситуацией, прямо скажем, щекотливой. Интересно, а это слово произошло от щекотки или от щеки? Если от щекотки, то это проблема, от которой хихикают, а если от второго слова, то проблему засовывают за щеку и пережевывают, тревожно сплевывая. Ну я как обычно увлёкся недоступной мне наукой о происхождении слов. Но всё равно любопытно. Происхождение видов и слов меня всегда по-ребячески забавляло.
Так вот проблема была в том, что я возжелал объяснить сыну необходимость научиться врать. Ни больше ни меньше. Дело в том, что мы все, естественно, учим своих детей говорить правду, да и чужих мы тоже учим. Но вот полуправде они учатся сами. И не всегда это нас радует, далеко не всегда. О полуправде позже, сейчас о лжи — ну во благо же. Как много мы делаем зла во благо — тема для отдельного разговора.
Ребёнок в школе сказал учителю правду (не оскорбление, просто правду) и получил по шее. Другой соврал и получил конфетку. Мы все это помним, все учились. И понимает человек: нужно врать, так будет легче и слаще. Жизнь впереди, учиться нужно не только географии.
Поэтому изобретена полуправда. Не сама она, конечно, а умение пользоваться этим умением, говорить полуправду. И люди учатся. Вот политики владеют этим искусством виртуозно. Руководители разных мастей особенно, наверняка их этому обучают в институтах.
Пример правды. Завод работает? Нет. Как нет? Люди же ходят на работу, чего-то там получают, что-то производят и потребляют. Как нет?
Пример лжи. Завод работает? Да. Как да? Там же только дым один и валит, народ ничего не делает, стены только на штукатурке и держатся. Как да?
Предприятие находится в стадии становления. В нашей продукции заинтересованы многие потребители, и не только внутри, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Правда, завод испытывает временные трудности с производством и сбытом. Но рабочие в общем порыве… и так далее.
Вот то, что нужно. Вот что мы слышим всегда. И, конечно, дело тут вовсе не в заводе. Не только в нём. Эту полуправду мы слышим всегда. Да и звучит она относительно благородно. Хочется верить. Ведь если бы назвали полуложью, то не очень радостно звучало бы. Даже в сельской местности, где по традиции проживает самый искренний и доверчивый слой населения.
Все здорово, только так и не понятно, учить детей полуправде или нет? Вот и неизвестно, как быть. И если вернуться к моему примеру, то на месте педагога я бы поощрил ученика за честный ответ. Заработал. Хотя ребенку теперь уж и объяснять ничего не нужно. Когда врать, а когда говорить правду, учит жизнь. Его она уже научила. Надеюсь, будет выдержан нужный баланс. Ведь за ложь всегда хвалят, а за правду иногда бьют, иногда убивают. Иногда смеются.
Старый, но реальный случай, который меня потряс. Дело было не в Беларуси, хотя это и не важно. Мужчина спас упавшего на рельсы человека. Происшествие случилось в метро. На вечный репортёрский вопрос, почему он помог другому, спасатель ответил, что очень сильно боялся опоздать на работу, а авария непременно вызвала бы задержку в движении. Вот так. А если бы соврал, что на его месте так поступил бы каждый, стал бы героем. А так — меркантильная сволочь. Да и спасённому как-то обидно. Короче, от его правды всем стало нехорошо. Так часто бывает. Жизнь.