В детстве мальчики дерутся, а девочки наряжаются и кривляются. И те и другие стараются нравиться родителям и вызывать страх, зависть и уважением у сверстников. И те и другие стараются быть самыми-самыми. В детстве у всех более-менее одинаковые представления о самой-самости.
По мере взросления понятия о векторе развития самой-самости немного меняются. Даёт о себе знать и окружение, среда. По мере взросления дети всё больше отдаляются друг от друга в своих представлениях о самой-самости.
Поэтому у взрослых, состоящих в разных социальных группах, понятия о самой-самости часто уже совершенно диаметрально противоположны.
Где-то считается, что нужно быть самым свирепым, жестоким и злопамятным. Где-то наоборот, нужно быть самым добрым и великодушным. Где-то считается, что нужно стремиться быть самым заумным. Где-то самой лучшей матерью женой и хозяйкой у женщин, а у мужчин самым лучшим отцом мужем и хозяином. Где-то самым расточительным. Где-то самым циничным и испорченным. Где-то самой стервозной. Где-то самым храбрым и отмороженным. Где-то больше всего ценится умение важно дуть щеки. Где-то быть самым желчным. Где-то самым жадным. Где-то самым лизоблюдом. Где-то самым независимым и свободным. Где-то самым красивым. Где-то самым гламурным.
Одинаково во всех соцгруппах одно — стереотипность представлений о самой-самости в рамках отдельно взятой группы.
Большинство людей ревнивы и крайне плохо относятся к изменам супругов, они хотят быть для супруга/супруги единственной женщиной/мужчиной. Женщины стремятся быть самыми красивыми и привлекательными. Мужчины стремятся максимально соответствовать представлениям женщин об идеальных мужчинах. Большинство людей стремятся быть самыми богатыми, успешными и респектабельными. Большинство людей любят считать, что принадлежат к национальности, превосходящей другие национальности по тем или иным параметрам. Большинство хотят гордиться своим городом, страной. Конечно, все стараются быть по крайней мере «не хуже других». Если нет возможностей для того чтобы возвыситься, люди стараются принизить конкурентов. Все тайно мечтают стать знаменитыми и известными, хоть и смутно понимают, что известность и знаменитость скорее не достижение, а бремя, значительно усложняющее жизнь.
Да, бремя человеческого эго — это пытка, непрерывная пытка от рождения до смерти. … Вот почему я вспомнил скупой медицинский язык Камю. Он не утешает, да здесь и не может быть утешений, но его строгая и ясная мысль поможет укрепиться в своем намерении, когда зов его уже невозможно заглушить: «Человек — это существо, которое отрицает для того, чтобы утвердить свое бытие и свою особенность. От природного мира самосознание отличается не простым созерцанием, в котором оно отождествляется с миром и забывает себя самое, а вожделением, которое оно может испытывать к миру… Самосознание, таким образом, есть вожделение. Но для того, чтобы быть, самосознание должно быть удовлетворено: удовлетвориться же оно может лишь насыщением своего вожделения. Поэтому, чтобы насытиться, оно действует, а действуя, отрицает, уничтожает то, чем насыщается (Курсив мой — А.К.). Самосознание есть отрицание. Действие — это уничтожение, рождающее духовную реальность сознания… Однако потреблять — еще не значит быть сознательным. Нужно, чтобы вожделение сознания обращалось на нечто отличное от бессознательной природы. Единственная в мире вещь, которая отличается от такой природы, — это самосознание. Следовательно, необходимо, чтобы вожделение обратилось к другому вожделению и чтобы самосознание насытилось другим самосознанием. Проще говоря, человек не признан другими и сам себя не признает человеком, пока он ограничивается чисто животным существованием. Он нуждается в признании других людей… … Для признания другим сознанием человек должен быть готов рисковать своей жизнью и принять возможность смерти. Фундаментальные человеческие взаимоотношения, таким образом, это отношения чисто престижные, постоянная борьба за признание друг друга, борьба не на жизнь, а на смерть… (Вновь курсив мой — А.К.) Это первобытное и неистовое желание быть признанным, которое совпадает с волей к бытию, утолится только тем признанием, которое, постепенно расширяясь, станет всеобщим. Поскольку точно так же каждый желает быть признанным всеми, борьба за жизнь прекратится лишь с признанием всех всеми, что будет означать конец истории… В шуме и ярости веков каждое сознание, чтобы существовать, желает смерти другого». Не правда ли, шокирующее в своей откровенности признание? По мере развития у человека рефлексивного «я», он чаще и чаще сталкивается с неприглядными плодами такого рода «рефлексии». Здесь все спутано в едином клубке, и человек, не склонный к интроспекции, чаще всего не способен разобрать природу того изначального зловредного импульса, что запускает программы тотального уничтожения, предельно логическое завершение любой из которых (как это ни парадоксально) — самоуничтожение. Дискурсивный разум человека в своем прямолинейном движении неминуемо достигает абсолютного предела — абсолютное доказательство собственного эго требует уничтожения любого иного эго, и порочный круг замыкается, поскольку положение становится равным изначальному: единственное эго более не актуально, ибо лишено взаимодействия с иными самосознаниями. То есть убей соперника, чтобы доказать свою самость, и утратишь самость вместе с соперником. Логическая мысль здесь находит тупик, отчаяние и мрачную эсхатологию. Требуемые условия для торжества индивидуального эго неисполнимы, поскольку одновременно устраняют само эго, породившее самоубийственную экспансию.
Алексей Ксендзюк «После Кастанеды: дальнейшее исследование».
Прав ли Ксендзюк и Камю? Правы, но…
Посмотрим на кис и собачек. Собаки охраняют свою территорию от чужаков и метят столбики, дерутся с чужаками. Впрочем, и коты тоже. И кисы и собаки ревнивы к вниманию хозяев.
То есть, они тоже стремятся к самой-самости.
Посмотрим на их диких собратьев. Есть какие-либо отличия?
Все живые существа боятся смерти и стремятся к продолжению рода, дерутся за ареал своего обитания.
Почему вы боитесь смерти, что вас больше всего пугает в ней?
Дайте угадаю — мысль «МЕНЯ НЕ БУДЕТ!!! СОВСЕМ!!! КАК ЭТО!!!».
Дождь и серый день все увидят, а я нет…
Посмотрим ещё ниже по эволюционной лестнице. Земноводные, насекомые…
Да в принципе всё то же самое. Они тоже стремятся к самой-самости в обществе, в стае, в рое, самой-самости своего муравейника перед другими муравейниками и своего вида в целом перед остальным миром.
Т. е. Камю и Ксендзюк в принципе правы, но не правы в том, что наделяют этими стремлениями только людей, а также что считают это стремление плохим и ведущим к самоуничтожению. Оно не плохое и не хорошее — ОНО ЕДИНСТВЕННОЕ ВОЗМОЖНОЕ. Весь мир состоит из этого стремления, нет кроме него ничего больше!
Наверное, я вас утомил.
Скажу наконец, к чему я клоню.
Все живые существа стремятся к утверждению своего существования, своей самости и бытия, стремятся сделать свое существование более «выпуклым», сказать миру: «Я есть!».
Но только ли живые существа?
Из чего они, живые существа, состоят? Кто такие живые существа? Огранизмы. Из чего состоят организмы? Из клеток. Что заставило клетки объединиться в организм? Из чего состоят клетки? Из клеток ДНК. Что заставило молекулы ДНК объединиться в клетки? Из чего состоят молекулы ДНК? Из атомов. Что заставило атомы объединиться в молекулы ДНК? Из чего состоят… В общем, вы поняли, к чему я клоню.
Что дает понимание этих вещей? Понимание своих истинных мотивов любого вашего поступка и своего истинного вектора самой-самости.
То, что человек стремится быть самым-самым — это вполне естественное стремление, присущее даже атомам. Это наша истинная природа. Глупо пытаться его подавлять.
Та информация, что я дал, дает понимание того, что на самом деле движет нами во всех наших действиях и что нам на самом деле нужно в конечном итоге. То, что нам нужно — это утвердить своё существование в мире, «оставить след». А путей это сделать много, очень много… Совсем необязательно следовать путями, которыми ходят все. Можно оторваться от толпы и пройти безлюдными дворами, значительно срезав путь. Ведь теперь вы, в отличии от остальной толпы, знаете истинный мотив каждого своего действия и конечную цель любого своего маршрута и куда должны в итоге придти.
Если ваши соседи купили дорогой кухонный гарнитур или новую кредитную говно-тачку новой модели — для того, чтобы «быть не хуже их», вам совсем необязательно срочно бежать в магазин за таким же кухонным гарнитуром или в автосалон за говно-тачкой той же новой модели. Вы можете, например… ну, например, научиться танцевать чечетку или рисовать акварелью лучше их.
Private Hell
И, в качестве бонуса…
Каждый из нас создаёт вокруг себя некое магическое пространство. Как правило, это круг радиусом в метров пять, а на то, что происходит за его пределами, мы обращаем мало внимания. Независимо от того, что попадает в этот круг: люди, мебель, предметы домашнего обихода, окно — мы стараемся держать под контролем тот маленький мирок, который сами формируем. А вот маги всегда смотрят гораздо дальше. Они расширяют магическое пространство и стараются контролировать гораздо больше вещей. Это называется «смотреть на горизонт».
Пауло Коэльо «Валькирии».
А кстати, попробуйте. Попробуйте каждый день хотя бы минут 15 смотреть на горизонт… Буквально просто смотреть буквально просто на горизонт.