Место для рекламы

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР «МЕЛАНХОЛИЯ»

«Бодрствуй, иначе впадешь в леность и забвение… Памятуй, что ты должен выполнить миссию, которую Провидение назначило тебе. Когда наступит время, оно откроет тебе глаза и направит по нужному пути. Будь всегда к этому готов… Внимательно прислушивайся, и ты услышишь, когда прозвучит призыв!..»

Древние астрологи о Сатурне

Сидит крылатая женщина в задумчивости, её окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над?) окружающего мира. События, жизнь проходят без её участия. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю).
Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция! Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Что для нас эта гравюра? Если не вдаваться в толкования, имея перед глазами лишь изображение да название?
Многим, должно быть, известно это состояние мрачной тоскливой бездеятельности, при которой разум не отключён, он бодрствует, но нет сил и желания что-либо делать. Мне видится именно это. Да что говорить! Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака.
На гравюре Дюрера изображена именно такая меланхолия, не депрессивное состояние, когда кажется, что всё плохо, а состояние усталости, задумчивости, вызванное не ленью, но сложной задачей, ношей, уделом. Здесь подойдут слова английского писателя Клайва Баркера, на мой взгляд передающие самую суть гравюры:
«Меланхолия — это печаль, только сильнее. Это то, что мы чувствуем, думая о мире и о том, как мало мы понимаем, когда размышляем о неизбежном конце».
Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации.
«Столько вопросов, но почему нет на них ответов!» — словно хочет воскликнуть Дюрер через изображение.
«Меланхолия» — последняя из серии трёх «мастерских гравюр» Дюрера. Первые две это «Иероним в келье» и «Рыцарь и смерть». Во всех трёх присутствует действующее лицо (рыцарь, Иероним, крылатая женщина) или, как считают искусствоведы, описано три разных состоянии души человека. А Станислав Зарницкий полагает будто на гравюрах описаны три состояния великого Мартина Лютера, идеи которого разделял живописец. Также из гравюры в гравюру кочуют часы, пёс и некоторые другие символы. Но «Меланхолия» ими просто перенасыщена.
Давайте пройдёмся по некоторым из них. Это интересно! Во-первых, многое на гравюре связано с планетой Сатурн — покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может, и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Ну да, что хорошего в меланхолии?! За год до того, как создать гравюру, Дюрер занимался составлением астрономических карт, сам следил за движениями небесных светил. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.
Бог Сатурн, лист из средневековой книги (изображение увеличивается)
Разбросанные инструменты, циркуль в руках женщины связаны с земельными и измерительными работами (бог Сатурн — бог земли).
Свернувшаяся калачиком собака — символ меланхоликов, потому что собаки часто болели бешенством, а меланхолический человек, считалось, находился на грани безумия.
На стене выгравирован квадрат с цифрами — магический квадрат, где сумма чисел на каждой горизонтали, вертикали и диагонали и во многих других комбинациях равна 34. Возможно, Дюрер сам составил квадрат, или же взял за основу более ранний квадрат Корнелия Агриппы и видоизменил его, подобрав свои цифры. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16.05), и можно найти много других. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна.

В заключение, приведу четыре гипотезы о названии. На крыльях мыши написано:"Меланхолия I".

1. Дюрер планировал сделать несколько гравюр, изображающих меланхолию.

2. Согласно учению того времени, существует три вида меланхоликов. Первые — это те, у которых хорошо развита фантазия, творческие люди; у вторых преобладает разум — политики, чиновники; у третьих — интуиция — люди религии. Дюрер причислял себя к первой группе.

3. «I» — это вовсе не цифра, а латинская буква i, и вместе с меланхолией — это значит «Прочь, меланхолия».

4. Дюрер, создавая гравюру, ошибся: стал набирать букву «М» вместо «А» (гравюра на меди вырезалась с обратной стороны, следовательно, слово надо было начинать с последней буквы). Ошибку в гравюре он уже совершал, изображая цифры квадрата (лист с перевёрнутыми цифрами сохранился в собрании Отто Шефера). Но в названии переделать не получилось, и Дюрер решил так обыграть сложившуюся ситуацию: пронумеровал меланхолию MELENCOLIA I. Кстати, в своих записях он везде называет гравюру просто «Меланхолия».

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  15 апр 2014
0 комментариев

Похожие цитаты

…Ведь так хочется остановить время, попросить его замереть и остановиться!
— Слышишь, время? Сохрани нас такими, какими мы были в юности! Наше тело и нашу душу!
Увы, мольбы наши тщетны! Безжалостное время и суровые уроки жизни так или иначе всё-равно оставляют свои следы на наших душах и телах… Причём, видимые глазу и практически необратимые…
Но, они все же наши, близкие и родные, эти отпечатки прожитой жизни. И, давайте же любить себя такими, какими мы когда-то были, есть и будем! По крайней мере, до тех пор, пока смерть не разведёт наши материальные и духовные сущности по разные стороны линии горизонта!

© Дежа-вю 1277
Опубликовал  пиктограмма мужчиныДежа-вю  09 дек 2013

Поезд жизни

Детство катится на трамвае. Неспешно постукивают колеса по рельсам. Идет трамвай привычным маршрутом. Частые остановки, знакомые лица. Все привычно и понятно. Правда, постепенно прибавляются новые маршруты, меняются лица, пейзаж за окном.

Юность пересаживается в электричку. Скорость растет. Мы едем все дальше и дальше. За окном уже все не знакомо. Но нам весело. Рядом друзья, песни под гитару. И так еще просто — сойти на любом полустанке и начать все заново. «На дальней станции сойду…»

Но во…

© Маrol 565
Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  06 мая 2014

Днем сегодняшним «А раньше бабы в поле рожали — и ничего!»

Всё познается в сравнении – и это мы часто сознательно и подсознательно делаем: мы сравниваем себя с другими, сравниваем наше время с прошлым, сравниваем нашу культуру с другой, сравниваем наш уровень менталитета, здоровья и медицины. И когда кажется, что то, что у нас есть здесь и сейчас – это очень мало и недостаточно для счастья, нужно просто вспомнить, как люди жили раньше.

Да, раньше не было рака. Потому что его не диагностировали. Человек умирал, и все.

Не было проблем с аллергией на прививки. Дети умирали от дифтерии пачками, и все.

Не было проблем с контрацепцией. Люди просто рожали и выносили детей на мороз, морили голодом.

После открытия Америки половина Европы вымерла от сифилиса, а половина индейцев — от гриппа. В Англии во времена Генриха, того самого, что с Анной Болейн, простой грипп выкосил половину Лондона.

Не было проблем с сильными женщинами. У ж…

Опубликовала  пиктограмма женщиныLidija Markwart  29 июл 2015

«Мой друг всю жизнь откладывал на старость;
Тащил все деньги в банк, лишь тратил малость.
Твердил:"Копейкой нужно дорожить,
И в старости достойно будешь жить».
Не покупал жене своей цветов,
Детишкам в дом не приносил тортов.
Жена шутила я живу с кротом!..
А он бурчал:"Увидишь все потом".
Так и летели молодые годы,
Но никому не обмануть природы
Жизнь налетела вихрем и промчалась…
Жена вдруг заболела… И скончалась.
Зачем мне все?! Зачем мне миллионы?!
Рыдает крот с вопросом у иконы

Опубликовала  пиктограмма женщиныНата-Натуся  15 мар 2014

Жизнь как рисунок.

Жизнь похожа на рисунок в ограниченном объеме,
в начале которого рисуешь крупными мазками.
Судьбу, направления, основные линии, важные
отношения.

Но по мере того, как лист заполняется, мазки становятся
все меньше, цвета все сложнее и времени для того,
чтобы сделать осмысленное движение требуется все
больше.

Это кажется особенным парадоксом, потому что
лично у тебя в жизни этого самого времени все
меньше, хотя его как раз нужно все больше.
Иногда отходишь и ничего не рисуешь, а просто

Опубликовала  пиктограмма женщиныN - art  24 мар 2019