Место для рекламы

Тридцать лет назад 11 апреля 1979 года в автомобильной катастрофе под Киевом трагически погиб cоветский кинорежиссёр, сценарист, актёр ЛЕОНИД ФЁДОРОВИЧ БЫКОВ. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист Украинской ССР.

«Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас». Уильям Джеймс.

Леонид Федорович Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменское Славянского района Донецкой области. Он с детства мечтал об авиации и дважды поступал в летные училища. В первый раз не получилось — его «разоблачили» из-за приписанного себе возраста, второй раз он поступил в 1945 году в Ленинградскую спецшколу для летчиков. Он проучился месяц, но война уже заканчивалась и училище расформировали…

Тогда Леонид Быков и решил стать артистом, и поступил в Харьковский театральный институт. После окончания он в 1951—1960 годах работал в Харьковском театре им. Тараса Шевченко.

Мечтой Леонида Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому, когда в конце 1960-х годов забрезжила возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики».
Быков рассказывал о работе над фильмом, о рождении его замысла: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам — хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой-трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да это было так».

В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты» (сценарий написали Борис Васильев и Кирилл Раппопорт). В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль). Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?» И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто-нибудь сыграл.

Сняв два прекрасных фильма о войне, Быков внезапно решил уйти от этой темы и в 1978 году приступил к съемкам картины «Пришелец». Съемки фильма проходили в тяжелых для Быкова условиях. В первую очередь ему было тяжело морально. Будучи человеком честным и порядочным, он не мог видеть, как другие люди, его же коллеги по работе, выслуживаясь перед властью, буквально рвут зубами друг друга в борьбе за материальные блага (квартиры, загранпоездки), пишут доносы. Быков не вступал в ряды КПСС, хотя все эти годы его постоянно туда тянули. В конце концов, все эти внешние обстоятельства привели к трагедии.

В начале 1979 года Быков внезапно написал завещание на имя своих друзей — Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. В этом завещании Быков просил в случае его смерти (он так и писал: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну») позаботиться о его семье, продать машину и т. д. В этом же письме Быков отдавал распоряжения и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т. д.). «Не надо никаких речей над могилой, скажите только: „Прощай“ — и спойте мою любимую песню — „Смуглянку“. Иначе я встану из гроба и уйду от вас». Вот таким вкратце было то необычное письмо. И вскоре после его написания Быков действительно ушел из жизни.

Леонид Фёдорович Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе «Минск-Киев» 11 апреля 1979 года. Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Леонид Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. На момент смерти Быкову было всего 50 лет. Похоронен Леонид Федорович Быков на Байковом кладбище в Киеве.

Леонид Быков был выдающимся актером, режиссером и сценаристом. Он сыграл около 22 ролей в кино, стал режиссером пяти и сценаристом двух фильмов. Он прожил не очень долгую, но полную творческих взлетов жизнь.

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=313

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарияЯ  10 апр 2014
6 комментариев

Похожие цитаты

Человек — это то, что мы о нем помним. Его жизнь в конечном счете сводится к пестрому узору чьих-то воспоминаний. С его смертью узор выцветает, и остаются разрозненные фрагменты. Осколки или, если угодно, фотоснимки. И на них его невыносимый смех, его невыносимые улыбки. Невыносимые, потому что они одномерны. Мне ли этого не знать, — ведь я сын фотографа. И я могу зайти еще дальше, допустив связь между фотографированием и сочинением стихов, поскольку снимки и тексты видятся мне черно-белыми. И поскольку сочинение и есть фиксирование. И все же можно притвориться, что восприятие заходит дальше обратной, белой стороны снимка. А еще, когда понимаешь, до какой степени чужая жизнь — заложница твоей памяти, хочется отпрянуть от оскаленной пасти прошедшего времени.

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  12 ноя 2017

Первая любовь...

Это было похоже на взрыв атомной бомбы, после которого не остается абсолютно ничего! В клочья сердце, нервы, жизнь…

После каждой встречи с ним ей требовалась реабилитация. Опустошенная она курила одну за одной, а потом опять летела к нему, как бабочка на пламя.

Сейчас она даже не могла вспомнить, сколько времени продолжалось это сумасшествие. Год… Два… Пять…

Она жила в постоянном страхе потери. Это сильно напоминало мазохизм. Он, как вампир, высасывал из нее всю энергию без остатка. Но без не…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИвон  27 дек 2020

навеяно цитатой #654081

Своего деда я запомнила худеньким стариком. Когда он гладил по голове, было немного непривычно — кисть правой руки его после ранения срослась неправильно и пальцы не разгинались полностью. Седые волосы, дедушка — Божий одуванчик.
Не помню ни разу, чтобы он меня ругал (а было за что, наверное). Когда была маленькой, выручал из угла. Представляете, что за человек: морали не читал, не нудил, что сама виновата, родителям про шалости не рассказывал. В общем, ничего геройского. Конечно, я знала, что…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛетнее_Утро  02 мая 2014

Вновь ненастье...

Вновь ненастье стеной наступает,
Вновь туман и несутся дожди…
в жизни каждого это бывает-
Рвется сердце от боли в груди…

Может, мы с тобой поторопились?
И эмоции шалили через край?
Но ничего в прошедшем не забылось-
Тебя люблю я. Это просто знай.

Быть может, надоело нам с тобою
Всю прозу жизни проходить усердно,
И вот конец истории простой…
И грустно, и тревожно мне безмерно…

Опубликовала  пиктограмма женщиныСергей и Галина  20 янв 2021

Сегодня 9 мая.
Я не штамповал открытки, рассылая их одним кликом. Я даже не носил георгиевскую ленточку. Я не взывал к патриотизму, не говорил о тягостях войны. Я ничего не знаю об этом. Но я… вспоминал своего деда. Не на шумном параде, не под бутылку водки, не под салютом, а сидя в пустой комнате… один. Я вспоминал, как он смеялся, как мы играли в карты, как вместе ели кашу и смотрели телевизор… Я помню, момент, когда он перестал меня узнавать,…но я любил его. Мой дедушка не сдавался до самой смерти. Ведь потерять себя можно не только на войне, но и в жизни. Мой дед был сильным человеком, пусть не ветераном войны, но тем, кто заботился обо мне и никогда не падал духом.

Опубликовала  пиктограмма женщиныТина Синицына  16 мая 2014