Сдаться в плен — нерусское выражение
Поговорить об извечно рабской душе русского народа любят многие. Эти разговоры, конечно же, заслуживают только одного — презрения, как и любое проявление дремучего невежества.
Первые же писатели, которые оставили нам сведения о древних славянах, отметили исключительное свободолюбие этого народа. Так, византийский император VI века Маврикий писал, что славяне «никоим образом не склонны стать рабами или повиноваться, особенно в собственной земле».
Тот же культ свободы процветал и в древней Руси. Дружинники жили и умирали, «ища князю славы, а себе чести», как сказано в «Слове о полку Игореве». Смерть на поле боя с оружием в руках была для них предпочтительнее бесславной жизни и в особенности — плену, который приравнивался к рабскому состоянию. «Ляжем костьми тут, ибо мертвые срама не имуть», — напоминал Святослав Игоревич своей дружине эту незыблемую воинскую заповедь. А в «Слове о полку Игореве» князь Игорь Святославич обращается к своему войску почти с теми же словами: «Братие и дружина! Лучше бы убитым быти, нежели полонёну быти».
В древнерусском языке даже не было глаголов со значением «сдаться в плен», зато глаголов со значением «убить, уничтожить» и «погибнуть» — насчитывается предостаточно: бить, разбить, убивать, умертвить, пасть, изгибнуть, умереть и т. д. Воин мыслился человеком, несущим смерть врагам и не боящимся погибнуть в сражении.
По свидетельству древних арабских писателей, слова у русов не расходились с делом. «Они люди рослые, видные и смелые, — пишет арабский автор конца 9 века Ибн-Русте. — Они отличаются мужеством и храбростью. Если какая-нибудь часть их взывает о помощи, они выступают все вместе, не расходятся и образуют сплоченную силу против своего врага, пока не одержат над ним победу». Другой арабский писатель Ибн Мискавейх оставил показание, что окруженные русы предпочитали самоубийство плену: исчерпав все средства к спасению, они закалывали себя кинжалами.
Позднее, в XV—XVI вв. московские пленники за свое умение бегать из неволи ценились гораздо дешевле других. Крымские торговцы, выводя свой живой товар на продажу, выдавали русских за поляков и литовцев, громко крича, что это рабы самые свежие, простые, нехитрые, только что приведенные из народа польского, а не московского.
С тех давних времен не перечесть всех тех, кто хотел превратить русский народ в рабов на своей собственной земле. Да только где они все, эти господа хорошие?