Роковая красотка, или Венера с зеркалом
Сегодня я расскажу вам ещё одну занимательную историю. На сей раз не будет маленьких мальчиков и пожароопасных сюжетов. А будет откровенная красота, приправленная стариной. На всякий случай — уберите от монитора маленьких детей) Шучу, конечно.
Картина, о которой пойдёт речь, была написана Диего Веласкесом. Само её появление в католической, добродетельной Испании казалось невообразимым. Ведь в те времена церковь даже диктовала художникам, как следует изображать женшин! Максимум, что им дозволялось — это писать лицо и руки с натуры, причём только в образах античных богинь.
Как же Веласкес осмелился написать обнажённую красавицу? Вообще, художник был в фаворе при мадридском дворе. Не то, чтобы ему позволяли лишнее, но всё-таки определённый авторитет был. Его даже возвели в рыцари, правда, остальные члены ордена Сант-Яго сильно сопротивлялись этому, и даже впоследствии не пришли на похороны своего собрата. Ой, что-то мы отвлеклись). Вернёмся к Венере.
Однажды король отправил своего любимого художника в Италию для пополнения королевской коллекции картин. Командировка длилась три года, а любимой жены поблизости не было. Наш пылкий испанец, не долго думая, нашёл себе возлюбленную. И она даже родила ему сына! Возможно, юная итальянка и позировала для портрета.
А, может быть, всё было по-другому! Нет, конечно, любовница и сын были, только на картине изображена не она? Думаете жена, да? Увы, увы! Скучал он не настолько. Да и Венеру написал уже в Испании. По заказу маркиза Гаспара де Эличе дель Каприо, который очень любил не только искусство, но и хорошеньких женщин, был создан портрет очаровательной Дамианы. Девушка эта была известной актрисой и танцовщицей и одаривала своими ласками маркиза.
Для того, чтобы не сильно рисковать отлучением от церкви, на портрете вполне земной женщины появляется мифический персонаж. Маленький купидончик держит зеркало, превращая таким нехитрым образом реальную красотку в античную богиню.
После смерти сладострастного маркиза картина перешла к его дочери Каталине. А когда молодая испанка вышла замуж — портрет стал семейным достоянием дома Альба. По приказу Карла IV она была продана премьер-министру Мануэлю Годою. Однако, фаворит не удержал бразды правления и был вынужден бежать. Вот так Венера попала на Британские острова.
Возможно, что от этого факта берёт своё начало легенда о разорительных свойствах картины. В легенде указано, что все владельцы Венеры теряли своё богатство, после того, как она попадала им в руки. Вплоть до того, что наследники последнего владельца, погибшего от руки воров, даже не смогли её продать из-за дурной репутации. И были вынуждены подарить её музею.
В действительности же, когда наследники захотели продать полотно, картина прогремела на всю Британию! Покупатель нашёлся мгновенно, но за границей. И вся страна собирала деньги в складчину, чтобы сохранить её для потомков. Даже король Эдуард VII анонимно пожертвовал 8 000 фунтов стерлингов. А когда их набралось 45 000 — Венера с зеркалом переселилась в Лондонскую национальную галерею. Можно было бы на этом и сделать хэппи-энд.
Но нет! 10 марта будущего года, исполнится ровно 100 лет с того дня, как на картину покушались. Да-да, не удивляйтесь. В те времена, существовало такое женское движение, как суфражистки. Эти леди воевали за права женщин. Цель вроде как благородная, а вот средства выбраны неправильно. Разве можно уничтожать мировое наследие? Так что, Венера сильно пострадала, получив 7 разрезов ножа, и после реставрации висит за стеклом.
Вот такая вот незамысловатая история о похождениях прекрасной, томной Венеры. И когда смотришь на полотно, всякий раз вспыхивает просьба: «Обернись, пожалуйста!».